10 ноября 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Сергеевой Л.А.,
судей Андреевой И.Ю., Федерякиной Е.Ю.,
при секретаре Магомедовой П.Г.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Андреевой И.Ю. дело по апелляционной жалобе Вовченко АВ на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 17 июля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Вовченко АВ об оспаривании решения Департамента городского имущества города Москвы от * г. N ** - отказать.
установила:
Вовченко А.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента городского имущества города Москвы от * г. N**-1 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, поселение Вороновское, вблизи д. Акулово, обязании вынести решение о согласовании предоставления земельного участка в первоочередном порядке в аренду, без проведения торгов, размером 1200 кв.м., расположенного в кадастровом квартале *, рядом с СНТ "ТРИНИТИ-САД", находящемся по адресу: г. Москва, поселение **, ссылаясь на то, что ее несовершеннолетний сын Вовченко А.В., 2008 г. рождения, является инвалидом. В соответствии с законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Порядок предоставления участков предусмотрен земельным законодательством. Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренные п.8 ст. 39.15 ЗК РФ, отсутствуют, в связи с чем, решение является незаконным.
Вовченко А.В. в судебном заседании заявление поддержала.
Представитель ДГИ г. Москвы по доверенности Николаев А.А. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, указывая на то, что законом не предусмотрена обязанность органов исполнительной власти предоставить земельный участок, а лишь указано на наличие приоритета у данной категории при предоставлении земельных участков. До настоящего времени городом Москвой не приняты законодательные акты, регулирующие данный порядок предоставления.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит Вовченко А.В. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что выводы суда противоречат нормам права; судом не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Вовченко А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, а также представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Родина Д.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
В соответствии с положениями ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель Вовченко А.В. является матерью несовершеннолетнего Вовченко **, ** г. рождения, являющегося инвалидом (л.д.21-23).
01.04.2015 г. Вовченко А.В. обратилась в ДГИ г. Москвы с заявлением о предварительном согласовании предоставления в первоочередном порядке в аренду, без проведения торгов земельного участка площадью 1200 кв.м. для дачного хозяйства, расположенного в кадастровом квартале * вблизи д. ** поселения г. Москвы, приложив копию паспорта, схему расположения земельного участка, справку *, ссылаясь в заявлении в качестве основания предоставления на положения пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ (л.д.38-39).
Наименование поселения в заявлении указано ошибочно, поскольку согласно данных публичной кадастровой карты, указанный заявителем кадастровый квартал входит в состав ** поселения города Москвы.
Оспариваемым решением ДГИ г. Москвы от * г. N**1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, поселение ** на праве аренды по тем основаниям, что законодательные акты РФ и города Москвы, утверждающие перечень лиц, имеющих право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков не приняты, в связи с чем, выпуск распоряжения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка не представляется возможным (л.д.37).
Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, на основании требований закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными не имеется.
Так, согласно пп.3 п.1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке, установленной указанным пунктом, в том числе, путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"
Как предусмотрено п.п.1,2 ст.39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п.7 ст.39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
Как предусмотрено подпунктом 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.
При этом, данная правовая позиция нашла свое отражение в Обзоре Судебной практики Верховного Суда РФ за январь-июль 2014 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 01.09.2014 г.), определении Верховного Суда РФ от 21.01.2015 г. N53-КГ14-22.
Учитывая, что при обращении 01.04.2015 г. в ДГИ г. Москвы, а также в ходе рассмотрения дела Вовченко А.В. не были представлены документы, подтверждающие, что заявитель состоит на жилищном учете, судом правомерно сделан вывод о том, что Вовченко А.В. не имеет права на получение земельного участка для дачного хозяйства в первоочередном порядке. В связи с чем, при вынесении оспариваемого решения от * г. имелись предусмотренные п.8 ст.39.15, п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, основания для отказа в предварительном согласовании предоставления заявителю земельного участка, поскольку с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных Вовченко А.В. требований, суд обоснованно исходил из того, что отношения в сфере землепользования в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 19.12.2007 г. N48, в статье 1 которого определено, что действие настоящего закона распространяется на все земли, расположенные в границах города Москвы. Законодательные акты о реализации права на первоочередное получение земельного участка городом Москвой не принимались. Возможность реализации указанного права в отсутствии нуждаемости в предоставлении жилья законодательством города Москвы не предусмотрена.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что оспариваемое решение вынесено в пределах полномочий ДГИ г. Москвы, не нарушает права заявителя, обратившегося за льготным получением земельного участка в условиях отсутствия нуждаемости в предоставлении жилья, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Троицкого районного суда г. Москвы от 17 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вовченко АВ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.