Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н.
судей Раскатовой Н.Н., Дорохиной Е.М.,
при секретаре Балашове Н.Г.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.,
дело по апелляционной жалобе истца Мартиросяна В.С. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 августа 2015 г., которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных требований Мартиросяна В. С. к Департаменту городского имущества г. Москвы об оспаривании действий государственного органа, отказать".
установила:
Мартиросян В.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ДГИ г. Москвы об отказе в постановке на очередь на получение земельного участка, которое мотивировал тем, что 20 февраля 2015 г. Мартиросян B.C. обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о включении его в список очередников на получение земельного участка по льготной категории "многодетная семья". Письмом Департамента городского имущества г. Москвы от 25 марта 2015 года ему было разъяснено, что отсутствует возможность предоставления земельных участков, в рамках поддержки - многодетных семей городом, однако реализуется значительный комплекс мероприятий, направленных на социальную поддержку указанных граждан.03 апреля 2015 г. Мартиросян В.С. повторно обратился с письмом в ДГИ г. Москвы с просьбой поставить в очередь на получения земельного участка, как это предусмотрено ФЗ от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ. 28 апреля 2015 г. Мартиросян В.С. получил ответное письмо из ДГИ г. Москвы, в котором по сути ДГИ делает ссылку на свое первое письмо от 25 марта 2015 г., при этом оставаясь на прежней правовой позиции по данному вопросу.
В судебном заседании суда первой инстанции заявитель заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица - Департамент городского имущества г. Москвы в судебном заседании суда первой инстанции против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Третьи лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, в заявлении на имя суда просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом было постановлено указанное решение, об отмене которого просит Мартиросян В.С. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя Мартиросяна В.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит, поскольку постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела при правильном применении и соблюдении норм материального и процессуального права.
В силу п. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ (в действующей редакции), граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на - основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Судом установлено, что 20 февраля 2015 г. Мартиросяном В.С. в адрес ДГИ г. Москвы было направлено письмо с просьбой поставить на учет его и членов его семьи в очередь на получение земельного участка как многодетную семью.
Письмом Департамента городского имущества г. Москвы от 25.03.2015г N ДГИ-ГР-15199/15-1, заявителю отказано в постановке на очередь на получение земельного участка.
Из текста сообщения заместителя руководителя Департамента следует, что на территории г. Москвы отсутствуют земельные участки, свободные от прав третьих лиц, с необходимым разрешенным использованием в целях предоставления для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем непредставление земельных участков под указанные цели не является нарушением прав граждан, что соответствует позиции Конституционного Суда РФ (Определение от 21.02.2008 N 121-0-0). Городом Москвой, как субъектом Российской Федерации, определены порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, а также постановки граждан на жилищный учет в городе Москве, которые утверждены Законом города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В рамках государственных программ города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2010-2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 06.09.2011 г. N 420-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы", а также "Жилище" на 2012-2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 г. N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы", предусмотрено финансирование в целях социальной поддержки семей с детьми, в том числе в части повышения уровня жизни многодетных семей.
При этом сохраняют свое действие и ранее установленные льготы. Так, за счет средств бюджета города Москвы многодетным семьям, имеющим место жительства в городе Москве, установлены различные меры социальной поддержки: денежные выплаты (ежемесячные, ежегодные), льготы, материальная помощь, которые закреплены Законами города Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" и от 09.07.2008 N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы", а также другими нормативно-правовыми актами города Москвы.
Таким образом, учитывая отсутствие возможности предоставления земельных участков, в рамках поддержки многодетных семей городом в настоящее время реализуется значительный комплекс мероприятий, направленных на социальную поддержку указанных граждан, включая возможность семьям, состоящим на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, улучшить свои жилищные условия.
02 апреля 2015 г. Мартиросян В.С. повторно направил письмо в адрес ДГИ г. Москвы с просьбой поставить в очередь на получения земельного участка в будущем по категории "многодетная семья" в г. Москве либо Московской области.
Письмом от 28 апреля 2015 г. ДГИ г. Москвы Мартиросяну В.С. повторно было отказано, сославшись на письмо от 02 апреля 2015 г., также указав что в компетенцию ДГИ г. Москвы входят функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы и земельными участками, находящимися на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время законодательством города Москвы не установлены случаи и порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, и порядок постановки их на очередь на получение земельных участков в г. Москве для индивидуального жилищного строительства, что не является нарушением прав указанных граждан, учитывая особый статус города Москвы как столицы и ограниченное количество земельных участков, свободных от прав третьих лиц, с необходимым разрешенным использованием в целях возможного предоставления для индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, пп. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ, на который ссылается истец в своем исковом заявлении, предусматривает возможность предоставления многодетным семьям с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно, что также было отражено в письме ДГИ г. Москвы Мартиросяну В.С. от 25.03.2015 г. и правомерно предложено истцу при наличии соответствующих условий обратиться с заявлением о постановке на жилищный учет. Таким образом, ДГИ г. Москвы никак не нарушал права истца и его семьи, учитывая отсутствие в городе Москве очереди на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по причине отсутствия таковых участков, а также учитывая наличие иных возможностей в городе Москве для получения жилья многодетными семьями в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
Что касается предоставления жителям города Москвы земельных участков для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства, то такие участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения. В городе Москве отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, все земли города Москвы отнесены к категории земель населенных пунктов.
Департамент городского имущества г. Москвы, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы и земельными участками, находящимися на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, предоставление земельных участков для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства и постановка на учет с целью предоставления таких участков не входит в компетенцию Департамента городского имущества г. Москвы, поскольку на территории города Москвы такие земельные участки отсутствуют, а Департамент городского имущества города Москвы не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися на территории других субъектов Российской Федерации, предназначенных для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства.
При этом ранее регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, осуществлялись органами местного самоуправления отдельно в целях формирования персонального состава членов садоводческих и дачных некоммерческих объединений. Полномочия по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на основании списков граждан, подавших в установленном порядке соответствующие заявления, были возложены на префектуры административных округов города Москвы.
В то же время постановлением Правительства Москвы от 15.02.2013 г. N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП" внесены изменения в указанное постановление, согласно которым префектуры административных округов города Москвы прекратили осуществление полномочий по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на согласованных земельных участках. В настоящее время такие полномочия никакому другому органу власти города Москвы не переданы и прием новых заявлений на предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков в настоящее время не осуществляется.
При рассмотрении заявления суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену судебного решения. Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего федерального законодательства и законодательства г. Москвы, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, в связи с чем оснований для отмены решения у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мартиросяна В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.