Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.,
и судей Мызниковой Н.В., Пильгановой В.М.,
при секретаре Клименко И.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области на решение Басманного районного суда города Москвы от 10 июня 2015 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение N 3 от 12.01.2015 г. Государственного учреждения- Главного управления Пенсионного Фонда N 10 по г. Москве и Московской области об отказе в удовлетворении заявления Олтаржевской ВИ о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.
Обязать Государственное учреждение- Главное управление Пенсионного Фонда N 10 по г. Москве и Московской области направить средства материнского (семейного) капитала Олтаржевской ВИ в сумме ***рублей в счет оплаты стоимости обучения ребенка З.Д. в "Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение "Частная школа "Золотое Сечение" в 2014-2015 учебных годах, путем перевода на расчетный счет ННОУ "Частная школа "Золотое Сечение" N *** в ОАО "ФОНДСЕВИСБАНК", к/с ***, БИК ***.
Взыскать с Государственного учреждения- Главного управления Пенсионного Фонда N 10 по г. Москве и Московской области в пользу Олтаржевской ВИ расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей,
установила:
Олтаржевская В.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области о признании решения от 12.01.2015 г. N 3 об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным и обязании ответчика направить средства материнского (семейного) капитала в размере *** руб. на получение платных образовательных услуг несовершеннолетней дочерью З.Д.А., ***.2001 года рождения, на основании договора об оказании платных образовательных услуг от 02.09.2013 N ***с ННОУ "Частная Школа "Золотое сечение", мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в удовлетворении ее заявления у ответчика не имелось, при обращении с заявлением в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области требования закона истцом соблюдены.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Представитель третьего лица- ННОУ "Частная школа "Золотое сечение" в судебном заседании требования истца поддержала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ГУ - ГУ ПФР N 10 по доводам апелляционной жалобы.
Истец Олтаржевская В.И., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явилась, воспользовалась правом, предусмотренным ст. 48 ГПК Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя С.Ю.Д., в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца- С.Ю.Д., представителя ответчика-М.Д.И., представителя третьего лица-А.А.Е., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Олтаржевская В.И., *** года рождения, является матерью З.Д., ***2001 года рождения, и З.М., ***2010 года рождения.
16.09.2014 г. истцу Олтаржевской В.И. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия ***N *** на право получения материнского (семейного) капитала в размере ***коп.
Согласно извещению ответчика, на 01.01.2015 г. объем средств материнского (семейного) капитала с учетом индексации составляет ***руб.
Истец 18.12.2014 г. обратилась в Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области с заявлением о распоряжении своим материнским капиталом в сумме 236 250 руб., путем перечисления средств материнского капитала на оплату услуг платных образовательных услуг. Решением от 12.01.2015 г. N 3 ей отказано в удовлетворении ее заявления со ссылкой на то обстоятельство, что средства материнского капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, а в данном случае, реализация программы основного общего образования происходит за счет субсидий и бюджета города Москвы.
Согласно договору об оказании платных образовательных услуг N 6-22/13 от 02.09.2013 г., заключенному между ННОУ "Частная Школа "Золотое сечение" и Олтаржевской В.И. предметом договора являются услуги в сфере образования, а именно услуги по обучению, воспитанию и развитию учащегося - З.Д.А., как в пределах федерального государственного образовательного стандарта - для уровня образования "Основное общее образование", в том числе за счет субсидий из бюджета города Москвы, так и путем оказания дополнительных платных образовательных услуг. При этом дополнительные платные образовательные услуги включают базовый набор: обеспечение комфортных условий содержания и дифференции учебного процесса в группах до 18 человек, обеспечение услуг по уходу и содержанию учащегося, обучение второму иностранному языку и организация системы воспитательных мер; дополнительный набор платных образовательных услуг: организация условий для самостоятельного выполнения домашних заданий, психолого-педагогическое сопровождение учащегося в группе, углубленное изучение английского языка, реализация программ дополнительного образования учащегося согласно лицензии, организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения и реализация индивидуальных образовательных программ для учащегося; дополнительный набор платных образовательных услуг, направленных на индивидуальное развитие: организация коррекционного развивающего обучения по индивидуальным программам или индивидуальное тьюторское сопровождение учащегося. Согласно п. 2.3.3. договора конкретный перечень платных образовательных услуг определяется сторонами в приложении к договору.
Согласно приложению N*** к договору от 02.09.2013 г. стороны определили объем дополнительных платных образовательных услуг, включающий в себя базовый набор, стоимость которых составляет ***руб. за период с сентября 2013 года по май 2014 года, а в приложении N *** к договору от 02.09.2013 г. стороны определили дополнение к базовому набору дополнительных платных образовательных услуг, включающее в себя организацию условий для самостоятельного выполнения домашних заданий, психолого-педагогическое сопровождение учащегося в группе, углубленное изучение английского языка и реализацию программ дополнительного образования учащегося, стоимость которых составляет ***руб. за период с сентября 2013 года по май 2014 года.
10.12.2014 г. между Олтаржевской В.И. и ННОУ "Частная Школа "Золотое сечение" заключено дополнительное соглашение к договору N ***от 02.09.2013 г., согласно которому стороны предусмотрели оплату услуг по договору путем направления средств материнского капитала, в котором определено, что общая стоимость услуг (по приложениям А и Б) на 2014-2015 учебный год составляет ***руб. (по ***руб. в месяц), из которых родителями учащегося внесена оплата по декабрь 2014 года включительно, а оставшаяся часть ***руб. оплачивается путем направления средств материнского (семейного) капитала.
Согласно свидетельству о государственной аккредитации N *** от 27.11.2012 г., выданному на срок до 27.11.2024 г., и приложению к нему ННОУ "Частная Школа "Золотое сечение" установлен государственный статус - общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа, реализующее общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Кроме того, ННОУ "Частная Школа "Золотое сечение" имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности (N*** от 17.04.2012 г., выданную бессрочно), предоставляющую право ведения образовательной деятельности начального, основного и среднего (полного) образования, а также дополнительных образовательных программ художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, научно-технической, естественнонаучной, социально-педагогической, культурологической и социально-экономической направленности.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 926.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Преамбула указанного Закона и его ст. 1 указывают на то, что целью данного нормативного правового акта является создание в Российской Федерации надлежащих условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, имеющим детей, во исполнение Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов, установленных нормами международного права, в частности ч. 3 ст. 27 Конвенции "О правах ребенка".
Статьей 11 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ, в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ, регулирующей порядок направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком, установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг (ч. 1). Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам; на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2). Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 926, средства могут быть направлены: на оплату платных образовательных услуг, которые оказываются образовательными организациями по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам; на оплату иных связанных с получением образования расходов, предусмотренных п. 6 и 8(1) настоящих Правил (п. 2). Распоряжение средствами, направляемыми на получение образования ребенком (детьми) в образовательной организации, осуществляется лицом, получившим в установленном порядке государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами (п. 3). Средства направляются на оплату оказываемых образовательными организациями платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и образовательной организацией, путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных организаций, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг (п. 4). При направлении средств на оплату платных образовательных услуг, оказываемых образовательной организацией, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанной образовательной организацией копия договора об оказании платных образовательных услуг (п. 5).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ установлены основания отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в случае:
1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка);
7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 33.2 ранее действовавшего Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.
В статье 4 ГК РФ закреплен общий принцип действия гражданского законодательства во времени, который заключается в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу 01.09.2013 г. согласно ч. 1 ст. 111 указанного Закона, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу, государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы (ч. 2). К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; 2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; 3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (ч. 3). К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ч. 4).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, при этом такой государственной аккредитации подлежит образовательная деятельность, проводимая по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (за исключением образовательных программ дошкольного образования), а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области об отказе в направлении части средств материнского капитала на получение образования детьми истца, указав, что истец обратилась с заявлением о направлении средств материнского (семейного) капитала на получение платных образовательных услуг в учреждении, имеющем соответствующую лицензию, зарегистрированную в Департаменте образования г. Москвы, предоставляющем образование в областях, которые относятся к общеобразовательным предметам, что не противоречит вышеуказанным нормам права, и, в данном случае, истцом будет реализовано право на направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ее детьми - оплату платных образовательных услуг, которые оказываются общеобразовательным учреждением для детей, имеющим соответствующую государственную аккредитацию, и реализующему согласно свидетельству, лицензии и договору основные образовательные программы в соответствии с образовательными стандартами.
При установленных по делу обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, в которой изложены те же доводы, которые явились основанием для принятия ответчиком решения N *** от 12.01.2015, а также приведены в возражениях на иск Олтаржевской В.И. Других доводов к отмене решения суда и ссылок на иные основания для отказа Олатржевской В.И. в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Взыскание с ответчика уплаченной истцом при подаче иска государственной пошлины основано на положениях ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, предусматривающей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании и применении действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Басманного районного суда города Москвы от 10 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.