24 ноября 2015 г. судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И.,
судей Зайцевой О.Д., Фроловой Л.А.,
при секретаре Марченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зайцевой О.Д. дело по апелляционной жалобе ГКУ г.Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" на решение Басманного районного суда г. Москвы от 2 апреля 2015 года, которым постановлено:
запретить ГКУ города Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" эксплуатацию судна "ДЖ-1569", идентификационный номер М-09-2292 до получения судового санитарного свидетельства.
Запретить ГКУ города Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" эксплуатацию судна "1387", регистровый номер 161174 до получения судового санитарного свидетельства,
установила:
Московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГКУ города Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" об обязании запретить эксплуатацию судна "ДЖ-1569", идентификационный номер М-09-2292 до получения документов Российского Речного Регистра и судового санитарного свидетельства, запретить эксплуатацию судна "1387", регистровый номер 161174, до получения документов Российского Речного Регистра и судового санитарного свидетельства.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика в судебное заседание явились, указали, что в настоящее время ими частично исполнены требования прокуратуры, а именно, получены документы из Российского Речного Регистра.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит ответчик ГКУ г.Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГКУ г.Москвы "МГПСС" по доверенности Шесточенко М.А., поддержавшую жалобу, представителя истца старшего помощника Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Алексеева А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Обоснованно установив, что ответчиком нарушены требования действующих нормативно-правовых актов в области безопасного использования судов внутреннего плавания, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судном, в силу ст. 3 "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ, признается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Согласно п. 1.2.1 Санитарных правил и норм (СанПиН) 2.5.2. - 703 - 98 судном является плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и выполнения других работ на водных объектах.
Эксплуатируемые ответчиком суда являются стоечными судами (железобетонные спасательные станции), которые внесены в Российский речной регистр и имеют свидетельства о годности к плаванию.
Согласно п. 1.2.15 СанПиН 2.5.2. - 703 - 98 стоечное судно - судно, постоянно эксплуатирующееся у берега с оборудованными надежными путями для эвакуации людей на берег ( дебаркадеры, причальные понтоны, плавучие гостиницы, общежития, плавучие ремонтные мастерские) или предназначенные для выполнения специальных работ на рейдах (бункеровочные станции и т.п.).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" стоечным судном является несамоходное плавучее сооружение с корпусом понтонного или судового образования, эксплуатирующееся у берега.
Материалами дела установлено, что по результату проведения Московской прокуратурой по надзору за соблюдением законов на воздушном и водном транспорте проверочных мероприятий на предмет законности размещения и эксплуатации судов нетранспортного назначения, размещенных в акватории водных объектов в черте г. Москвы, в пределах водного объекта по адресу: г. Москва, участок акватории реки Москва, ул. Новозаводская, вл. 35, выявлено размещение несамоходного стоечного судна "Дебаркадер-1569" с идентификационным номером М-09-2292, класса "Р", назначением "Стоечная спасательная станция". Согласно свидетельству о праве собственности на судно РТ-II N 001658 от 21.04.2004г. данный объект судоходства находится в собственности г.Москвы и передан на праве оперативного управления ГКУ "МГПСС".
На водном объекте по адресу: г. Москва, участок акватории реки Москва, по адресу: г. Москва, Крымский вал, д. 9, выявлена установка несамоходного судна "1387", регистровый номер 161174, которое также представляет собой стоечное судно, использующееся в качестве поисково-спасательной станции.
Собственником и судовладельцем судна "1387" является ГКУ "МГПСС" на основании распоряжения Мэра г. Москвы от 30.01.1998г. N 69-РМ, судно используется в качестве поисково-спасательной станции "Крымский мост" ГКУ "МГПСС".
Указанные суда не утратили конструктивную способность к использованию в целях судоходства, могут быть перемещены в пределах акватории.
Как следует из материалов дела оба судна прошли классификацию федеральным государственным учреждением "Российский Речной Регистр" в порядке, установленном положением о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, что подтверждается выданными свидетельствами о годности к плаванию.
Согласно п.1 ст. 1 "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
Судоходством в силу ст. 3 названного выше Кодекса признается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения
поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
Таким образом, использование стоечных судов "Дебаркадер-1569" и "1387" в качестве плавучих спасательных станций подпадает под определение судоходства, следовательно, использование указанных судов регулируется положениями "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 34 "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Пунктом 1 ст. 14 "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ установлен перечень документов, которые должны находиться на судах, подлежащих регистрации. В состав данного перечня включены:
1) свидетельство о праве собственности на судно;
2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;
3) свидетельство о годности судна к плаванию;
4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
6) судовое санитарное свидетельство;
7) единая книга осмотра судна;
8) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;
9) разрешение на судовую радиостанцию;
10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;
11) свидетельство о классификации;
12) мерительное свидетельство.
В соответствии с п. 24 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 (ред. от 31.03.2003), в соответствии со статьей 14 КВВТ на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:
- свидетельство о праве собственности на судно;
- свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;
- свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;
- список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
- судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
- судовое санитарное свидетельство;
- единая книга осмотра судна;
- свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;
- лицензия судовой радиостанции;
- свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.
Согласно п.1.1.1. "СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы" настоящие санитарные правила и нормы (далее - СанПиН) распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты (далее - суда), независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях России.
В соответствии с п. 4.2.2.10 "СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы" после приемки судна в эксплуатацию орган Госсанэпиднадзора, осуществляющий предупредительный санитарный надзор, выдает на судно "Судовое санитарное свидетельство на право плавания" со сроком действия 1 год (для судов внутреннего плавания).
Пунктом п. 4.3.1.1 "СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы" предусмотрен плановый текущий контроль - обследование судов, осуществляемое один раз в год, после зимнего отстоя и ремонта, при котором в конструкцию судна и его элементов не внесено конструктивных изменений. По результатам планового текущего контроля, в случае отсутствия замечаний или их своевременного устранения, на судно выдается (или продлевается на 1 год) "Судовое санитарное свидетельство на право плавания".
В соответствии с п. 3.1.1.1 "СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы" эксплуатация судна разрешается при наличии на судне "Судового санитарного свидетельства на право плавания", выданного органом Госсанэпиднадзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
Пунктом 3 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта предусмотрено, что он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.
В соответствии с п. 216 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 настоящего технического регламента.
Согласно п. 1.5 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных приказом Минречфлота РСФСР от 03 января 1973 года N 2 эксплуатация любого технического средства запрещается, если оно не обеспечено эксплуатационной документацией в соответствии с требованиями ГОСТов.
Данными Правилами определены характеристики и техническое состояние судна и всех его элементов, которые должны соответствовать утвержденным проектам и документам, выданным Речным Регистром, удовлетворять требованиям правил Речного Регистра, Правил плавания по внутренним судоходным путям, правил перевозки отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций, санитарных правил для речных и озерных судов, Правил техники безопасности и производственной санитарии на судах речного флота, Правил пожарной безопасности на речном транспорте, Правил технической эксплуатации и безопасности обслуживания средств радиосвязи и электрорадионавигации на речных судах.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность эксплуатации судна без судовых документов, выдаваемых в установленном законом порядке и подтверждающих годность судна к эксплуатации.
Судом установлено, что по результату проверки, проведенной Московской прокуратурой по надзору за соблюдением законов на воздушном и водном транспорте, выявлено отсутствие на судах "Дебаркадер-1569" и "1387" судового санитарного свидетельства, а также действующих документов Российского Речного Регистра: свидетельства о годности судна к плаванию, свидетельства о классификации, свидетельства о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором, мерительного свидетельства.
Отсутствие данных документов установлено актами проверки от 17.07.2014г. и усматривается из свидетельств о годности к плаванию на судно "1387" и "Дебаркадер-1569".
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу, что при отсутствии указанных документов суда не удовлетворяют требованиям законодательства о безопасности плавания и санитарной безопасности.
В ходе рассмотрения дела ответчиком ГКУ "МГПСС" представлены свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором, свидетельства о классификации, акты первоначального освидетельствования судна на суда "Дебаркадер-1569" и "1387", таким образом, суд принял верное решение о запрете согласно п. 3.1.1.1 "СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы" эксплуатации указанных судов до получения на каждое из них судового санитарного свидетельства.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении судом при рассмотрении дела положений "СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы" отклоняются судебной коллегией, поскольку данные санитарные правила и нормы подлежат применению к определению соответствия требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности всех судов и плавучих объектов, использующихся на внутренних водных путях, в силу прямого указания п. 1.1.1.
Довод апелляционной жалобы о не распространении на суда "Дебаркадер-1569" и "1387" положений "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ в силу их ведомственной принадлежности и формы собственности правового значения для правильного разрешения дела не имеет, поскольку эксплуатация судов в отсутствие санитарного свидетельства исключается в силу "СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы".
Ссылку представителя ответчика на постановления Девятого арбитражного апелляционного суда г. Москвы от 16.10.2015г. и от 7.04.2015г. судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку данные постановления преюдициального значения по делу не имеют , т.к. Московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте не принимал участие в рассмотрении указанных дел.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основанием к отмене либо изменению решения суда быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, основаны на ошибочном толковании норм права.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Басманного районного суда г.Москвы от 2 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ г.Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.