4 декабря 2015 г. судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Грибова Д.В.,
судей Зайцевой О.Д., Матлахова А.С.,
при секретаре Сивачевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зайцевой О.Д. дело по апелляционной жалобе Хачатряна А.В., Морозовой А.И., Романовой Т.В., Гнездиловой Г.П., Мальцевой Т.Б., Лапиной Т.А., Сапожникова М.С., Васькиной И.В., Лаврентьева П.И., Ляпина С.П., Соколинского В.А., Василенко М.В., Дрючина А.В., Белициной Е.В,, Михалева О.А., Новиковой А.С., Шумяк Н.А., Кутуриноа А.А., Полякова Д.В., Рыженко А.Г., Жаркова В.В., Новоселова С.А., Посыпайко Ю.И., Шевцовой Н.А., Шевцова В.В., Демина А.А., Кузнецова Ю.С., Кузнецовой О.Ю., Памухиной Л.Г., Романова В.Н., Хадикова Т.А., Безбородовой М.З., Горбулич А.Ф., Курчатовой Г.В., Известкина Ю.И., Разгуляева В.Е., Кожевниковой Л.Н., Дубова В.А., Симашова В.С., Смоленова И.Ю., Федорова Ю.П., Мишустина В.С., Чубаровой С.В., Турцакова Ю.А., Прохорова С.Е., Гордеевой А.К., Жарковой О.И., Парфенова Е.Ю., Дергачева А.Ю., Гуцалюк С.И., Дабрундашвили Е.М., Костюковой Е.Г., Шатунова В.Г., Петровецкой В.Н., Кузнецовой Л.В., Заигрина В.А., Кочнова И.Н., Бинштока В.В., Пронюшкина В.Д., Беловоцкого В.В., Дорофеева А.Е., Буланенковой Т.О., Мехнецова В.В., Боброва С.В., АСК "Енисей" на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 29 мая 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления об оспаривании в части решения окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ВАО г.Москвы от 28 мая 2014 года, оформленное протоколом N 3, Морозовой А И, Романовой Т В, Гнездиловой Г П, Мальцевой Т Б, Лапиной Т А, Сапожникову М С, Васькиной И В, Лаврентьева П И, Ляпину С П, Соколинскому В А, Василенко М В, Дрючину А В, Белициной Е В, Михалёву О А, Новиковой А С, Шумяку Н А, Кутурину А А, Полякову Д В, Рыженко А Г, Жаркову В В, Новоселову С А, Посыпайко Ю И, Шевцовой Н А, Шевцову В В, Дёмину А А, Кузнецову Ю С, Кузнецовой О Ю, Памухиной Л Г, Романову В Н, Хадикову Т А, Безбородовой М З, Горбуличу А Ф, Курчатовой Г В, Известкину Ю И, Разгуляеву В Е, Кожевниковой Л Н, Дубову В А, Симашову В С, Смоленову И Ю, Федорову Ю П, Мишустину В С, Чубаровой С В, Турцакову Ю А, Прохорову С Е, Гордеевой А К, Жарковой О И, Парфенову Е Ю, Гуцалюк С И, Дабрундашвили Е М, Хачатряну А В, Костюковой Е Г, Шатунову В Г, Петровицкой В Н, Кузнецовой Л В, Заигрину ВА, Кочнову И Н Бинштоку В В, Пронюшкину В Д, Беловицкому В В, Дорофееву А Е, Буланенковой Т О, Мехнецову В В, Боброву С В - отказать,
установила:
Заявители в судебном порядке оспаривали положения решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ВАО г. Москвы в части, которыми Управе района Северное Измайлово поручено в случае невыполнения решения комиссии от 28.05.2014г., оформленного протоколом N 3 (т. 1 л.д.л.д. 78-80), в двухнедельный срок осуществить демонтаж и вывоз построек в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012г N614-ПП.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что они являются владельцами боксов-гаражей (машиномест) в ГСК "Енисей" по адресу: г. Москва, Щёлковский пр-д, вл. 4. Уведомлениями Управы района Северное Измайлово г. Москвы заявители, как, владельцы боксов-гаражей, поставлены в известность о том, что на основании постановления Правительства г. Москвы от 02.11.2012 года N 614-ПП Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории ВАО г. Москвы принято решение о демонтаже и вывозе построек пользователей гаражей АСК "Енисей", расположенных по адресу: г. Москва, Щёлковский пр-д, вл. 4, оформленное Протоколом N 3 заседания от 28.05.2014 года. Управой района Северное Измайлово г. Москвы заявителям, как владельцам боксов-гаражей, было предложено осуществить добровольное освобождение земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Щёлковский пр-д, вл. 4, в срок до 23.12.2014 года. В случае невыполнения добровольного демонтажа 10.02.2015 года Управа района Северное Измайлово г. Москвы начнет работы по освобождению земельного участка.
Заявители полагали, что к их гаражам-боксам неприменимо постановление Правительства г. Москвы от 02.11.2012 года N 614-ПП, поскольку металлические боксы- гаражи принадлежат им на законных основаниях как членам ГСК (АСК) "Енисей" и не являются незаконно размещенными объектами.
В судебном заседании явившиеся заявители, а также представители заявителей Мирошниченко Н. И., действующая на основании доверенности и адвокат Саленко В. Э., действующий на основании ордера и доверенностей, заявленные требования с учетом уточнений, поддержали, просили заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованных лиц Префектуры ВАО г. Москвы, Окружной комиссии, Управы района Северное Измайлово г.Москвы - Ефимова Ю. М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявление не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве (т. 1 л.д.л.д. 72-77), просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ДГИ г. Москвы - Верясова Г. В., действующая на основании доверенности, заявление не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, просила в удовлетворении требований отказать.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просят заявители и АСК "Енисей" по доводам апелляционных жалоб.
В заседание суда апелляционной инстанции заявители, за исключением Хачатряна А.В., действующего также в интересах заинтересованного лица АСК "Енисей" на основании доверенности, Лаврентьева П.И., Лапиной Т.А., Новиковой А.С., Мальцевой Т.Б., Морозовой А.И., а также заинтересованное лицо Департамент городского имущества г.Москвы не явились, извещены о рассмотрении дела, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание заявителей, представителя заявителя Сапожникова М.С. по доверенности Мирошниченко Н.И., представителей заявителей Костюковой Е.Г., Шатунова В.Г., Петровицкой В.Н., Кузнецовой А.И., Кузнецовой Л.В., Заигрина В.А., Кочнова И.Н., Бинштока В.В., Пронюшкина В.Д., Беловоцкого В.В., Дорофеева А.Е., Буланенковой Т.Ю., Михнецова В.В., Боброва С.В., Морозовой А.И., Романовой Т.В., Гнездиловой Г.П., Мальцевой Т.Б., Лапиной Т.А., Васькиной И.В., Ляпина С.П., Соколинского В.А., Василенко М.В., Дрючина А.В., Белициной Е.В., Михалева О.В., Новиковой А.С., Кутурина А.А., Полякова Д.В., Рыженко А.Г., Жаркова В.В., Новоселова С.А., Посыпайко Ю.И., Шевцовой Н.А., Шевцова В.В., Демина А.А., Кузнецова Ю.С., Кузнецовой О.Ю., Памухиной Л.Г., Романова В.Н., Хадикова Т.А., Безбородовой М.З., Горбулич А.Ф., Курчатовой Г.В., Известкина Ю.И., Разгуляева В.Е., Кожевниковой Л.Н., Дубова В.А., Симашева В.С., Смоленова И.Ю., Федорова Ю.П., Мишустина В.С., Чубаровой С.В., Турецкова Ю.А., Прохорова С.Е., Гордеевой А.К., Жарковой О.И., Парфенова Е.Ю., Дергачева А.Ю., Гуцалюк С.И., Дабрундашвили Е.М. и заинтересованного лица АСК "Енисей", действующих на основании доверенностей Хачатряна А.В. и Саленко В.Э., поддержавших жалобу, представителя заинтересованных лиц Префектуры ВАО Москвы, Управы района Северное Измайлово г.Москвы по доверенности Базанову О.В., возражавшую против удовлетворения жалобы и отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Принимая решение об отказе в признании оспариваемого решения незаконным в указанной заявителями части, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение принято окружной комиссией в соответствии с предоставленными полномочиями, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителей.
Так судом установлено, что на земельном участке по адресу: г. Москва, Щелковский проезд, вл.4, располагается автостоянка АСК (ГСК) "Енисей", оборудованная металлическими боксами, без оформления заявителями права собственности, сведений об оформлении в настоящее время между собственником земельного участка и АСК (ГСК) "Енисей" земельных правоотношений в установленном порядке материалы дела не содержат, как и не содержат доказательств, подтверждающих разрешенный характер использования спорного земельного участка с возможностью возведения на нем строений.
Основанием размещения автостояночного кооператива являлись Решения Исполнительного комитета Первомайского районного совета депутатов трудящихся от 26.10.1966 года N 43/13 об отводе земельного участка коллективу автомобилистов, не имеющему правового титула кооператива, под открытую стоянку по Щелковскому проезду на 200 машино-мест, а также Решения Исполнительного комитета Первомайского районного совета депутатов трудящихся от 22.03.1967 года N 10/15 об утверждении организации кооператива по устройству и эксплуатации открытой автостоянки по Щелковскому проезду с присвоением коллективу титула кооператива N3.
Решением ИК Первомайского райсовета народных депутатов N28/57 от 18.06.1980г. земельные участки, арендуемые коллективами автолюбителей, переданы во временное пользование производственному комбинату МГС ВДОАМ, отделу районного архитектора указано на заключение договора аренды на пользование автостоянки с производственным комбинатом МГС ВДОАМ, актом от 30.08.1980г. автостоянка передана производственному комбинату МГС ВДОАМ.
Затем были созданы автостояночный кооператив "Енисей" (Устав утвержден Решением Исполнительного комитета Первомайского районного совета депутатов трудящихся от 07.06.1989 года N 2146) и Региональная общественная организация "Московский городской союз автомобилистов" (Устав зарегистрирован Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве 14.06.2005 года).
Кооператив "Енисей" указанным решением размещен по адресу: Москва, Щелковский пр. (у совхоза) с выделением на праве аренды земельном участке площадью 0,6 га.
Однако в документах архивного фонда Исполкома Первомайского райсовета сведений о разрешении на строительство на земельном участке по адресу: г. Москва, Щелковский проезд, вл. 4, не имеется.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии со ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в соответствии с федеральным законодательством земли в городе Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежат разграничению на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и на земли, находящиеся в собственности города Москвы.
Органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 20 Закона г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" в собственности города Москвы находятся средства бюджета города Москвы, имущество городских государственных предприятий и учреждений, акции и доли города Москвы в хозяйственных обществах, иные объекты гражданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников.
От имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению от имени города Москвы могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с "Положением о префектуре административного округа города Москвы", утвержденным Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", префектура административного округа города Москвы - территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы.
В соответствии с правовыми актами города Москвы префектура участвует в деятельности постоянных и временных рабочих органов, в том числе комиссий и советов, созданных органами исполнительной власти города Москвы, обеспечивает в пределах своих полномочий исполнение решений данных рабочих органов.
В сфере градостроительной деятельности, предотвращения и противодействия самовольному строительству префектура наделена полномочиями в установленном порядке принимать необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также в соответствии с п. 2.3.5. обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" настоящее Положение определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
В соответствии с п. 1.1. "Положения о городской комиссии по пресечению самовольного строительства", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 года N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и Пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.
Согласно разделу 2 названного Положения основной задачей Окружной комиссии является рассмотрение фактов самовольного строительства (реконструкции) в соответствии с настоящим Положением.
Комиссия вправе принимать решения:
-о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов;
-о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
Регламент Окружной комиссии, закреплен в разделе 4 Положения и предусматривает, что решения заседания Окружной комиссии оформляются протоколом заседания на бланках Окружной комиссии. Текст протокола должен содержать основания для каждого принятого Окружной комиссией решения. Протокол подписывается председателем и ответственным секретарем Окружной комиссии в течение семи рабочих дней после проведения заседания. Страницы протокола нумеруются, сшиваются и скрепляются подписью ответственного секретаря и печатью префектуры соответствующего административного округа города Москвы. Выписки из протокола заседания Окружной комиссии оформляются на бланках Окружной комиссии, заверяются подписью ответственного секретаря и печатью префектуры соответствующего административного округа города Москвы. Выписки рассылаются ответственным секретарем членам Окружной комиссии, органам исполнительной власти города Москвы и иным хозяйствующим субъектам, которым даны поручения, а также застройщикам, объекты которых являлись предметом рассмотрения Окружной комиссией. Протоколы заседаний Окружной комиссии хранятся постоянно. Решения Окружной комиссии вступают в силу с даты подписания протокола председателем или одним из заместителей председателя Окружной комиссии в его отсутствие.
Судом установлено также, что 28.05.2014 года Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории ВАО г. Москвы, оформленного п.2.23 протокола N 3, приняты решения:
отменить решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства (протокол N 6 от 18.06.2013 года п. 3.4);
предложить пользователям гаражных боксов ГСК "Енисей" в двухнедельный срок в добровольном порядке осуществить освобождение земельного участка путем демонтажа построек;
Управе района Северное Измайлово:
в случае невыполнения (п.2) настоящего решения в двухнедельный срок осуществить демонтаж и вывоз построек в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 года N 614-ПП.
Проинформировать пользователей гаражей ГСК "Енисей" о принятых решениях.
Данное решение доведено до сведения заявителей, что сторонами не оспаривается.
Согласно п.3.2 Приложения N 1 к постановлению Правительства от 02.11.2012 года N 614-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" документами, являющимися основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, являются:
действующее разрешение на размещение нестационарного торгового объекта для реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов;
действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельства о размещении;
действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта;
действующее уведомление о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания (о внесении изменений в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях (общественного питания).
Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 года N 636 "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о представлении земельных участков для целей не связанных со строительством" предусмотрены только плоскостные парковки - площадки для легкового автотранспорта без устройства фундаментов (п. 5.2).
Также вышеуказанным Постановлением Правительства установлено, что правовой акт о предоставлении земельного участка для размещения объектов, указанных в пунктах 1.1. и 1.2. настоящего положения, принимается при наличии следующих документов:
утвержденный в установленном порядке строительный генеральный план (стройгенплан) с необходимыми заключениями;
договор аренды смежного земельного участка, предусматривающий осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за счет средств бюджета города Москвы и средств государственных учреждений города Москвы - договор безвозмездного срочного пользования смежным земельным участком;
кадастровый паспорт земельного участка.
Как установлено в судебном заседании, вышеперечисленных документов у ГСК "Енисей" и у владельцев боксов не имеется.
Постановлением Правительства города Москвы от 02.11.2012 года N 614- ПП в целях зашиты прав г. Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, и совершенствования порядка освобождения земельных участков от незаконно расположенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов.
Пунктом 1.2. постановления Правительства от 02.11.2012 года N 614-ПП утвержден адресный перечень объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность на которые не ограничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению (приложение 2).
Организация работы по выявлению объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению, не включенных в перечень (приложение 2), осуществляется в порядке, установленном приложением 1 к настоящему постановлению (п.2.2. постановления).
Из приведенных положений следует, что демонтажу и выводу с территории города Москвы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 года N 614-ПП, подлежат как прямо поименованные незаконно размещенные нестационарные торговые объекты по адресам, перечисленным в приложении N 2 к постановлению, так и не вошедшие в этот адресный перечень, но с соблюдением порядка, установленного в приложении 1 к постановлению.
Согласно п.2.3.14 Положения о префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 года N 157-ПП "О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы" префектура в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.
В силу пункта 1.3 Положения о префектуре административного округа города Москвы префектура, в рамках возложенных на нее полномочий, координирует деятельность и осуществляет контроль за деятельностью находящихся в ее ведении управ районов города Москвы.
Таким образом, учитывая распределение властных полномочий в силу приведенных выше правовых норм, компетентным органом по реализации решения Окружной комиссии по демонтажу незаконно размещенных построек была правомерно указана Управа района Северное Измайлово, действующая на основании поручения Комиссии и Префектуры ВАО города Москвы.
В соответствии с п.2.2. постановления Правительства Москвы от 31.05.11года N 234-ПП окружные Комиссии вправе принимать решения о демонтаже и вывозе построек, об отмене ранее принятых решений.
Таким образом, решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ВАО г. Москвы от 28.05.2014 года, оформленное протоколом N 3 о демонтаже и вывозе построек, расположенных по адресу: г. Москва, Щелковский проезд, вл. 4, принято в рамках отведенных Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства полномочий и в соответствии с действующим законодательством, уполномоченным на то лицом, не содержит дефекта формы, в которой принято решение, а поэтому оснований для признания данного решения незаконным не имеется.
Доводы заявителей, приведенные последними при рассмотрении дела в суде первой инстанции, как и доводы апелляционной жалобы, не приводят обстоятельств, которые бы свидетельствовали о нарушении законоположений, регламентирующих порядок принятия обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы Хачатряна А.В. о неисполнении ранее принятого Префектурой ВАО г.Москвы решения об осуществлении компенсаций пользователям парковочных мест в счет демонтажа стоянки значения для разрешения спора также не имеют, поскольку решение Префектуры об осуществлении компенсационных выплат не находится во взаимосвязи с правом собственника земельного участка реализовать свои права в административном порядке.
Арбитражный суд при рассмотрении дела по иску Префектуры ВАО г. Москвы к РОО "МГСА" и АК "Енисей" об обязании демонтировать металлические гаражи не устанавливал характер пользования спорным земельным участком на предмет правомерности, установив владельцев сооружений, размещенных на нем, равно как и Измайловский районный суд г. Москвы, принимая решение от 30.10.2013г., поэтому утверждение заявителей о том, что судом установлен факт законного характера размещения гаражей на спорном участке, является ошибочным.
Кроме того, определение Арбитражного суда от 29.11.2011г. не может иметь преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела в силу толкования ст. 61 ГПК РФ.
Приведенные в качестве доказательств незаконного характера оспариваемого решения доводы заявителей о том, что они являются членами МГСА и в установленном порядке вносили денежные средства в счет оплаты земельного налога, в связи с чем, земельные правоотношения между сторонами установлены фактически, не основаны на законе, правового значения для правильного разрешения спора не имеют, поскольку не подтверждают наличие разрешения на возведение на территории спорного земельного участка каких-либо конструкций.
Довод заявителей о несоответствии оспариваемого решения ст. 35 Конституции РФ также отклоняется судебной коллегией.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Поскольку собственником спорного земельного участка является г.Москва, между собственником и лицами, занимающими земельный участок, отсутствуют оформленные в установленном порядке земельные правоотношения, а также разрешение на возведение на участке зданий и сооружений, право собственника земельного участка пользоваться и распоряжаться им также подлежит защите в порядке ст. 35 Конституции РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене или изменению решения суда быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Измайловского районного суда г.Москвы от 29 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хачатряна А.В., Морозовой А.И., Романовой Т.В., Гнездиловой Г.П., Мальцевой Т.Б., Лапиной Т.А., Сапожникова М.С., Васькиной И.В., Лаврентьева П.И., Ляпина С.П., Соколинского В.А., Василенко М.В., Дрючина А.В., Белициной Е.В,, Михалева О.А., Новиковой А.С., Шумяк Н.А., Кутуриноа А.А., Полякова Д.В., Рыженко А.Г., Жаркова В.В., Новоселова С.А., Посыпайко Ю.И., Шевцовой Н.А., Шевцова В.В., Демина А.А., Кузнецова Ю.С., Кузнецовой О.Ю., Памухиной Л.Г., Романова В.Н., Хадикова Т.А., Безбородовой М.З., Горбулич А.Ф., Курчатовой Г.В., Известкина Ю.И., Разгуляева В.Е., Кожевниковой Л.Н., Дубова В.А., Симашова В.С., Смоленова И.Ю., Федорова Ю.П., Мишустина В.С., Чубаровой С.В., Турцакова Ю.А., Прохорова С.Е., Гордеевой А.К., Жарковой О.И., Парфенова Е.Ю., Дергачева А.Ю., Гуцалюк С.И., Дабрундашвили Е.М., Костюковой Е.Г., Шатунова В.Г., Петровецкой В.Н., Кузнецовой Л.В., Заигрина В.А., Кочнова И.Н., Бинштока В.В., Пронюшкина В.Д., Беловоцкого В.В., Дорофеева А.Е., Буланенковой Т.О., Мехнецова В.В., Боброва С.В., АСК "Енисей" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.