Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.
судей Артюховой Г.М., Кнышевой Т.В.,
при секретаре Якимович А.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гербекова Б.И.
дело по апелляционной жалобе Чулкова В.А.
на решение Савеловского районного суда города Москвы от 24 июня 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Чулкова В.А. к ГКУ г. Москвы "Администратор московского парковочного пространства" об обязании внести запись в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы, компенсации морального вреда - отказать,
установила:
Чулков В.А. обратился в суд с иском к ГКУ г. Москвы "Администратор московского парковочного пространства" (ГКУ г. Москвы "АМПП") о возложении обязанности внести запись в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы и о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований ссылался на то, что он является жителем ЦАО г. Москвы. С 25.12.2014г. все прилегающие к месту жительства истца улицы и переулки вошли в зону сплошной платной парковки, в связи с чем он лишен возможности оставлять принадлежащий ему автомобиль на улице возле дома бесплатно. Истец подал в ГКУ г. Москвы "АМПП" заявление на получение государственной услуги по внесению записи в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы. Однако ему в предоставлении такой государственной услуги было отказано с формулировкой "отсутствие у заявителя права на получение государственной услуги (собственник транспортного средства не имеет регистрации по месту жительства/по месту пребывания в жилом помещении заявителя)".
Истец полагает, что данный отказ не имеет правовых оснований, ущемляет его гражданские права, причиняет ему моральные страдания, ставит истца в заведомо худшее положение по сравнению с другими жителями зоны платной парковки.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Малиев Д.Е. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит Чулков В.А. по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Чулкова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также представителя ГКУ г. Москвы "АМПП" - Малиева Д.Е., возражавшего против отмены решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с частичным удовлетворением исковых требований в связи со следующим.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
Судом установлено, что Чулков В.А. зарегистрирован и проживает по адресу: _, данная квартира принадлежит ему на праве собственности.
С _ года Чулков В.А. состоит в зарегистрированном браке с _, что подтверждено свидетельством о заключении брака (л.д. 9), брачный договор между супругами не заключался (л.д. 16).
Супруга истца _ не является собственником жилого помещения по адресу: _, и не зарегистрирована в нем по месту жительства.
Согласно паспорту транспортного средства и регистрационному свидетельству _ принадлежит автомобиль марки _, государственный регистрационный знак _, который приобретен в _ году, то есть во время брака с Чулковым В.А. на правах совместной собственности.
18 марта 2015г. истец от своего имени обратился в ГКУ г. Москвы "АМПП" с заявлением о внесении в реестр резидентных парковочных разрешений записи о резидентном парковочном разрешении на указанный выше автомобиль.
Согласно уведомлению N _ от 30.03.2015г. ГКУ г. Москвы "АМПП" по заявке Чулкова В.А. вынесен отказ в выдаче резидентного парковочного разрешения в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги, поскольку собственник транспортного средства не имеет регистрации по месту жительства/пребывания в жилом помещении заявителя.
Суд первой инстанции, отказывая Чулкову В.А. в удовлетворении заявленных исковых требований, и сославшись на Постановление Правительства Москвы от 17.05.2013 г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве", указал, что законных оснований для возложения на ответчика обязанности внести запись в реестр резидентных парковочных разрешений не имеется, так как заявитель должен быть собственником транспортного средства, указанным в соответствующем свидетельстве о регистрации транспортного средства. При этом довод истца о нахождении транспортного средства в общей совместной собственности супругов судом не был принят во внимание, поскольку суд пришел к выводу, что к спорным правоотношениям подлежат применению не положения Семейного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, а правила, установленные Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве".
Однако, по мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, постановленными в нарушение норм материального права и без полного и всестороннего исследования обстоятельств по настоящему гражданскому делу.
Пунктом 1 ст. 256 Гражданского кодекса РФ установлено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В силу ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" установлено, что размещение транспортных средств на парковочных местах платных городских парковок (пользование парковочными местами) в территориальных зонах организации платных городских парковок является платным с 1 июня 2013 г.
Согласно пункту 2.1. Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, являющихся Приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 289-ПП размещение транспортных средств на парковочных местах городских парковок (пользование парковочными местами) является платным по решению Правительства Москвы. В силу п. 2.5. Правил лицо, размещающее транспортное средство на парковочном месте платной городской парковки, обязано в течение пятнадцати минут с момента въезда на парковочное место начать парковочную сессию путем осуществления оплаты за размещение транспортного средства на платной городской парковке, за исключением случаев, когда размещение транспортного средства осуществляется бесплатно в соответствии с настоящим постановлением или иными правовыми актами Правительства Москвы.
В соответствии с пунктом 5.2.6. Постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" резидентное парковочное разрешение дает право на размещение транспортного средства на парковочных местах платных городских парковок (кроме размещения на специальном парковочном месте для грузового транспорта), созданных в районе города Москвы, где расположено жилое помещение, которым резидент владеет на одном из оснований, указанных в пункте 5.1 настоящего постановления, на условиях, установленных пунктом 3.2 настоящего постановления.
Согласно пункту 5.1.1. названного выше Постановления резидентами платных городских парковок (далее - резиденты) для целей настоящего постановления являются физические лица, использующие транспортные средства, владеющие на праве собственности жилыми помещениями домов, которые расположены на улицах, указанных в приложении 1 к настоящему постановлению, а также входящих в дополнительные территориальные зоны организации платных городских парковок.
Сторонами не оспаривалось, что истец, являясь собственником жилого помещения по адресу: _, относится к резидентам по смыслу Постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве".
Согласно п. 5.2.1. Постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" резидентное парковочное разрешение действует в отношении одного транспортного средства, принадлежащего на праве собственности резиденту.
Таким образом, условием выдачи гражданину резидентного парковочного разрешения является наличие в его собственности жилого помещения в зоне организованной платной парковки и использование принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства.
Как видно из материалов дела, наличие двух этих условий истцом было доказано при обращении к ответчику с заявлением об оказании государственной услуги по выдаче резидентного парковочного разрешения, поскольку вместе с заявлением Чулков В.А. представил в ГКУ г. Москвы "АМПП" документ о праве собственности на указанную квартиру, паспорт с отметкой о его регистрации по месту жительства в названной квартире, копию свидетельства о браке с _, заявление _ о том, что брачный договор с Чулковым В.А. она не заключала и приобретенный в браке автомобиль является их с супругом общей собственностью, а также копию свидетельства о регистрации названного выше транспортного средства на имя его супруги - _ (л.д. 9-12, 16).
Перечисленные документы в соответствии с требованиями ст. 256 ГК РФ и ст. 34 Семейного кодекса РФ свидетельствуют, что Чулков В.А. владеет автомобилем _, государственный регистрационный знак _ на праве общей совместной собственности с супругой - _
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда и доводами ответчика о том, что для получения резидентного парковочного разрешения собственник автомобиля обязательно должен быть указан в качестве собственника в паспорте транспортного средства и регистрационном свидетельстве.
В обоснование данного вывода суд первой инстанции сослался на п. 2.7.1.9 приложения 5 к Постановлению Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" (Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о резидентном парковочном разрешении и об аннулировании резидентного парковочного разрешения) согласно которому к запросу на предоставление государственной услуги по внесению записи в реестр резидентных парковочных разрешений должно быть приложено свидетельство о регистрации транспортного средства.
Между тем, само по себе указание о необходимости резиденту представлять свидетельство о регистрации транспортного средства не может служить основанием для ограничения прав собственника автомобиля на получение резидентного парковочного разрешения, гарантированного положениями Гражданского и Семейного кодексов РФ.
Делая такой вывод, судебная коллегия исходит из того, что в пункте 5.2.1. Постановления Правительства Москвы от 17.05.2013г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" прямо указано, что критерием для выдачи резидентного парковочного разрешения является не указание резидента в качестве владельца автомобиля в свидетельстве о регистрации транспортного средства, а наличие у резидента права собственности на автомобиль. При этом право собственности является правовой категорией, определяемой нормами гражданского и семейного законодательства.
Судебная коллегия также находит ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что к спорным отношениям не применяются нормы гражданского законодательства.
Характер взимаемой платы за парковку автотранспорта носит именно гражданско-правовой характер, так как в соответствии со статьей 309 ГК РФ пользователь платной парковки, осуществивший конклюдентные действия, свидетельствующие о принятии условий договора о пользовании платной городской парковкой, и разместивший транспортное средство на территории парковки, обязался принять условия договора, оплатить стоянку, и таким образом надлежаще исполнить свои обязательства по оплате предоставленной ему услуги по размещению его автомобиля на организованной платной парковке г. Москвы.
Согласно пункту 1 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств (приложение 2) настоящие Правила определяют правила пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств лицами, находящимися на территории городской парковки.
Таким образом, оплачивать услуги городских парковок должны только водители транспортных средств, которые нуждаются в размещении транспортных средств именно на территории организованных и обозначенных на местности городских парковок, частного случая организации размещения транспортных средств.
Следовательно, плата за парковку в отличие от налоговых платежей не отвечает признаку индивидуальной безвозмездности, поскольку именно ее плательщики получают возможность пользоваться местом для парковки за определенную плату.
Тем самым, возникновение обязанности уплаты указанного платежа основано на не свойственной налоговому платежу свободе выбора, в данном случае - выбора места для парковки.
Плата за парковку, введенная постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве", зачисляется в бюджет города Москвы, однако это не свидетельствует о том, что она носит фискальный, а не гражданско-правовой характер, поскольку согласно бюджетному законодательству пополнение бюджета осуществляется не только на основе налоговых платежей (статьи 41, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законом города Москвы от 21 ноября 2012 г. N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" к доходам бюджета города Москвы отнесены доходы от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации (приложение 1 "Перечень главных администраторов доходов бюджета города Москвы").
Изложенное свидетельствует о том, что на правоотношения, связанные с размещением автомобилей на платных парковках города Москвы, а также с получением резидентных парковочных разрешений, распространяется действие гражданского законодательства, в том числе и норм ст. 256 ГК РФ и ст. 34 Семейного кодекса РФ, регулирующих отношения собственности.
При таких обстоятельствах, поскольку Чулковым В.А. было подтверждено наличие оснований для предоставления ему государственной услуги по внесению в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, оснований для отказа в удовлетворении заявленных им требований о возложении на ответчика обязанности оказать названную услугу не имелось, в связи с чем вынесенное по настоящему делу судебное постановление подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска в указанной части требований.
В то же время судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
В обоснование данного требования истец указывал на нарушение ответчиком его права на оказание ему государственной услуги по выдаче резидентного парковочного разрешения, в связи с чем он был вынужден нести расходы по оплате парковки автомобиля, испытывал нравственные страдания.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, по общему правилу основанием для денежной компенсации причиненного гражданину морального вреда является нарушение его личных неимущественных прав. Между тем, требования Чулкова В.А. основывались на утверждении о нарушении его имущественного права на размещение автомобиля на платной парковке на льготных условиях.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что нарушение имущественных прав гражданина может служить основанием для компенсации причиненного ему морального вреда только в случаях, когда такая возможность специально предусмотрена в законе.
Статьей 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрена возможность компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие некачественного оказания услуги.
Между тем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на спорные правоотношения между сторонами по настоящему делу не распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
При этом судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с разделом II Разъяснений "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 мая 1998 г. N 160 (зарегистрировано в Минюсте РФ 28 декабря 1998 г. N 1669), не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно - властные или административно - распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно - распорядительных полномочий (оформление паспортно - визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.).
В силу п.п. 3.1, 3.2 и 3.3 статьи 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности помимо прочего относятся принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2011 г. N 408-ПП утверждена Государственная программа города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года, которая включает в себя подпрограмму "Создание единого парковочного пространства" с целью организации регулируемого парковочного пространства. Перечень мероприятий подпрограммы включает организацию платных городских парковок в центральной части города Москвы.
На основании статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ и в целях создания единого парковочного пространства города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2011 г. N 408-ПП Правительство Москвы приняло приведенное выше Постановление от 17 мая 2013 г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве", которым были утверждены: территориальные зоны организации платных городских парковок (приложение 1); Правила пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств (приложение 2); Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр города Москвы парковочных разрешений инвалидов записи о парковочном разрешении инвалида, сведений об изменении записи о парковочном разрешении инвалида и о продлении срока действия парковочного разрешения инвалида" (приложение 3); Положение о реестре города Москвы парковочных разрешений инвалидов (приложение 4); Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о резидентном парковочном разрешении и об аннулировании резидентного парковочного разрешения" (приложение 5); Положение о реестре резидентных парковочных разрешений города Москвы (приложение 6); Форма заявления владельцев жилого помещения о выборе владельца жилого помещения, в отношении которого будет действовать резидентное парковочное разрешение (приложение 7); Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр парковочных разрешений многодетных семей города Москвы записи о парковочном разрешении многодетной семьи и сведений об аннулировании парковочного разрешения многодетной семьи" (приложение 10).
Пунктом 9 названного Постановления установлено, что ГКУ г. Москвы "АМПП" осуществляет внесение записей в реестр города Москвы парковочных разрешений инвалидов, реестр парковочных разрешений многодетных семей города Москвы, реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы и иные действия.
В соответствии с пунктом 2.2 Приложения 5 к постановлению Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 289-ПП предоставление государственной услуги по внесению в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 2.3 Приложения 5 полномочия по предоставлению указанных государственных услуг осуществляются Государственным казенным учреждением города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" (ГКУ "АМПП").
Государственное казенное учреждение города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" (сокращенное наименование - ГКУ "АМПП") было создано Распоряжением Правительства Москвы от 15 октября 2012 г. N 615-РП в целях выполнения мероприятий по организации единого парковочного пространства города Москвы, осуществлению перемещения на специализированные стоянки, хранения и возврата задержанных транспортных средств в городе Москве.
В соответствии с п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1). Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4).
В силу ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
На основании п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п. 4.5.6 Положения о Департаменте финансов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 N 43-ПП (ред. от 27.10.2015) Департамент финансов города Москвы ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов, иных документов, связанных с исполнением указанных исполнительных документов, а также решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета, в том числе по денежным обязательствам государственных казенных учреждений города Москвы, а также на средства государственных бюджетных и автономных учреждений города Москвы.
На основании анализа приведенного выше законодательства судебная коллегия приходит к выводу о том, что ГКУ г. Москвы "АМПП" является некоммерческой организацией, осуществляющей возложенную на нее функцию по предоставлению государственной услуги по организации единого парковочного пространства города Москвы в рамках реализации органами исполнительной власти города Москвы возложенных на них законодательством административно - распорядительных полномочий по содержанию автомобильных дорог.
В связи с этим на спорные правоотношения не могут быть распространены положения законодательства о защите прав потребителей, в том числе и в части ответственности за причиненный моральный вред.
Иных законных оснований для взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда судебная коллегия также не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Савеловского районного суда города Москвы от 24 июня 2015 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым исковые требования Чулкова В.А. к ГКУ г. Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" удовлетворить частично.
Обязать ГКУ г. Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" оказать Чулкову В.А. государственную услугу - внести в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы запись о резидентном парковочном разрешении на автомобиль _, государственный регистрационный знак _, принадлежащий на праве общей совместной собственности Чулкову В.А.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.