Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Владимировой Н.Ю.,
судей Пильгановой В.М., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре * Т.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.,
гражданское дело по апелляционным жалобам *, Государственного учреждения - Главное управление N 3 по г.Москве и Московской области на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 27 марта 2015 г., которым постановлено:
исковые требования * к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г.Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г.Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" * период работы с 01.11.1999г. по 01.11.2001г. в календарном исчислении.
В остальной части иска отказать.
установила:
* С.П. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
В обоснование заявленных требований указала, что 26.06.2014 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако в назначении пенсии по пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Истец, представитель истца в судебное заседание явились, иск поддержали.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области в суд явился, иск не признал.
Представитель 3 лица - ФГКУ "*" в суд явился, иск поддержал в части.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят * С.П., представитель ГУ-ГУ ПФР N 3 по г.Москве и МО.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав П* С.П., представителя П*С.П., обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующему.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как установлено судом 1 инстанции, в специальный стаж истца пенсионными органами было включено 22 года 11 мес.23дн., при этом период работы истца с 31.07.1991г. по 30.10.1999г. в должности операционной медицинской сестры лапароскопической хирургии в *** был включен в подсчет специального стажа в календарном исчислении. Период с 01.11.1999г. по 01.11.2001г., когда истец проходила военную службу по контракту в должности операционной медицинской сестры лапароскопической хирургии в *** не включен в подсчет специального стажа, так как прохождение службы по контракту в составе Вооруженных сил не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781.
Истец претендовала на включение перечисленных периодов в подсчет ее специального стажа в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 06 мес., также истец просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464, который можно применить к периодам до 01.11.1999г., право на включение периодов работы в подсчет специального стажа в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 06 мес., было предоставлено среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров. При этом, наименование "лапароскопическая хирургия" не поименовано ни в Приказе Минздрава РФ N 301 от 23.11.1992г., ни в Приказе Минздравмедпрома РФ N 35 от 20.02.1995г.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала , работа в которых в течении года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г., предусмотрено право на включение в подсчет специального стажа в названном льготном исчислении для операционных медицинских сестер, включая старших отделений хирургического профиля стационаров, аналогичные положения для операционных медицинских сестер содержались и в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения , клиник высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утв. Постановлением Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999г. В указанных Перечнях отсутствует такое наименование хирургического отделения как "лапароскопической хирургии".
В соответствии с п.16 Постановления Пленума ВС РФ N 30 от 11.12.2012г., В случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Однако, учитывая, что представитель ФГКУ "***" в отзыве на исковое заявление, в судебном заседании в суде первой инстанции показал, что работа, которую выполняла истец , работая операционной медицинской сестрой лапароскопической хирургии, не соответствовала той работе, которая предусмотрена Перечнем, оснований для удовлетворения требований в части обязания включить в подсчет специального стажа истца работу операционной медсестрой "лапароскопической хирургии", у суда не имелось, следовательно, решение суда в данной части подлежит оставлению без изменения.
В период с 01.11.1999г. по 01.11.2001г. истец проходила военную службу по контракту в должности операционной медицинской сестры лапароскопической хирургии в ***. Суд обязал ответчика включить данный период в подсчет специального стажа истца в календарном исчислении.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, при этом исходит из следующего.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464, который можно применить к периодам до 01.11.1999г., в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включалась служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
С 01.11.1999г. действует Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения ,утв. Постановлением Правительством Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и утвержденные этим же Постановлением Правила , которые не содержат указания на то, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включалась служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, напротив, в документах говорится только о работе, выполняемой в течении полного рабочего дня на должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком.
Далее, в силу ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующего на момент обращения истца за назначением пенсии, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 Федерального закона. Указанный период засчитывается в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 Федерального закона.
Таким образом, федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, именно в страховой стаж при соблюдении условия о предшествовании или следовании за ними периодов работы указанных в ст. 10 настоящего Федерального закона; включение указанной службы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, федеральным законодательством не предусмотрено.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 17.10.2006 N 380-О, Определении от 23.09.2010 N 1152-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
При таких данных, законных оснований для включения в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ", периода службы с 01.11.1999г. по 01.11.2001г. в Вооруженных Силах РФ не имелось, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене, в удовлетворении требований в этой части следует отказать.
Учитывая, что на дату обращения в пенсионный отдел за назначением досрочной трудовой пенсии по старости у истца отсутствовал необходимый специальный стаж (30 лет), решение суда в части отказа в обязании ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости подлежит оставлению без изменения, так как полностью соответствует требованиям ст.19, пп.20 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
Судебная коллегия руководствуясь ст. ст. 328, 329,330 ГПК РФ
определила:
Решение Лефортовского районного суда г.Москвы от 27.03.2015г. отменить в части обязания Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 3 по г.Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа * по основаниям пп.20 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" период с 01.11.1999г. по 01.11.2001г., в удовлетворении иска в этой части отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу *- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.