Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Федерякиной М.А., Моргасова М.М., при секретаре Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Суминой Л.Н. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Ортега-Хиль М.И. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 июня 2015 года, которым постановлено:
исковые требования Ринчиндоржиева Б.Д. и Ринчиндоржиевой А.Б. к Департаменту городского имущества г, Москвы о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, восстановлении на жилищном учете удовлетворить,
признать Распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от ***2012 года N *** незаконным,
обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить Ринчидоржиева Б.Д. и Ринчиндоржиеву А.Б. с семьей из шести человек на учете по улучшению жилищных условий с даты подачи заявления - с ***2005 года,
установила:
Ринчиндоржиев Б.Д. и Ринчиндоржиева А.Б. обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, восстановлении их на жилищном учете, указывая на Распоряжение Главы управы *** Центральное г. Москвы от *** 2005 года, на основании которого они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с последующим определением способа улучшения жилищных условий в соответствии с Законом г. Москвы, *** 2012 года Департамент городского имущества г. Москвы направил им уведомление о необходимости предоставления соответствующих документов для подтверждения статуса "малоимущие", либо о переходе на учет нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, которые они не смогли представить в связи с нахождением в городе ***, где они находились по уважительной причине, в связи с плохим состоянием матери *** Д.К., умершей *** года. Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от ***2012 года N *** они были сняты с жилищного учета по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, п. 5 ст. 7 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", что является незаконным, поскольку жилищные условия истцов не изменились, а такое основание для снятия с жилищного учета как не представление документов законом не предусмотрено.
Представитель истцов Ринчиндоржиева Б.Д. и Ринчиндоржиевой А.Б. по доверенности *** З.Ж. в судебном заседании суда первой инстанции поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Ортега-Хиль М.И. в суде иск не признал, просил в его удовлетворении отказать в связи с тем, что истцы не представили документов, необходимых для принятия решения о признании их малоимущим, ввиду чего статус "малоимущие" в отношении истцов не был установлен, также ими не было подано заявление о переводе на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного просит представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Ортега-Хиль М.И. по доводам апелляционной жалобы, из которых следует, что суд не принял во внимание тот факт, что Ринчиндоржиев Б.Д. с семьей был принят на жилищный учет, при этом документов для получения статуса "малоимущие" так и не представил.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истцов Ринчиндоржиева Б.Д. и Ринчиндоржиевой А.Б., их представителя по доверенности *** З.Ж., полагавших обжалуемое решение законным и обоснованным, представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Эльдарова А.М., поддержавшего приведенные выше доводы апелляционной жалобы в полном объеме, обсудив данные доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и положениями действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, в том числе, ст.ст. 49, 56 ЖК РФ, ст.ст. 3, 4.1, 7, 9, 14, 15 Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", Законом г. Москвы от 25 января 2006 года N7 "О порядке признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
На основании представленных в материалы дела доказательств, доводов и возражений сторон, их представителей судом первой инстанции надлежаще установлено, что Ринчидоржиев Б.Д. и Ринчиндоржиева А.Б. с составе семьи из шести человек (он, она, дочь *** Ц.Б.. муж дочери *** З.Ж., внучка *** Я.З., сын *** Б.Б.) на основании договора социального найма N *** от *** года постоянно зарегистрированы по месту жительства и проживают в *** квартире ***, общей площадью *** кв.м., расположенной по адресу: ***, собственниками которого являются Ринчиндоржиев Б.Б. и *** Я.З.; на основании Распоряжения Главы управы *** Центральное г. Москвы от *** 2005 года истцы состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с последующим определением способа улучшения жилищных условий в соответствии с Законом г. Москвы; 30 июля 2012 года Департаментом городского имущества г. Москвы в адрес истцов было направлено уведомление о необходимости предоставления соответствующих документов для подтверждения статуса "малоимущие", либо о переходе на учет нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ; в связи с не предоставлением истцами указанных документов Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от ***2012 года N *** истцы были сняты с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, и п. 5 ст. 7 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", уведомление о чем истцами получено 17 августа 2012 года.
Учитывая изложенное, тот факт, что с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий истцы сняты по тем основаниям, что ими не представлены соответствующие документы для признания семьи малоимущей с целью подтверждения оснований нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, либо переходе на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, тогда как состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях могут лишь граждане, признанные в установленном порядке малоимущими, а также принимая во внимание то, что истцы в составе семьи из шести человек до настоящего времени продолжают занимать квартиру ***, расположенную по адресу: ***, общей площадью *** кв. м., в которой размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (***/6 = *** кв.м.), на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Распоряжением Главы управы района *** Центральное г. Москвы N *** от *** 2005 года истцы были приняты при тех же обстоятельствах, с учетом площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего члена семьи заявителя, менее учетной нормы (***/6 = *** кв.м.), суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцы не утратили основания состоять на учете нуждающихся для получения жилых помещений, в связи с чем у Департамента не имелось правовых оснований для снятия семьи истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, Распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы N *** от ***2012 года не соответствует нормам действующего законодательства, а потому оно является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, а истцы - восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилых помещениях.
При этом, доводы представителя Департамента городского имущества г. Москвы о том, что не представление документов для подтверждения семьи статуса малоимущей, отсутствие заявления о переходе на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, свидетельствует об утрате семьей истцов оснований для улучшения жилищных условий, суд надлежаще отклонил, как не соответствующие ст. ст.14, 15 Закона города Москвы от 14 июня 2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в соответствии с которыми право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города Москвы до предоставления им жилых помещений для заключения соответствующих договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи жилого помещения из жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств либо предоставления субсидий; до выявления предусмотренных ст. 15 настоящего Закона оснований для снятия их с жилищного учета; жители города Москвы снимаются с жилищного учета в случае выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы, при изменении жилищных условии жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений, при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях, при перечислении в установленном порядке субсидии, при выявлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в представленных заявителем документах не соответствующих действительности сведений, которые послужили основанием для принятия заявителей на жилищный учет, при выявлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет, при подаче в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или в случае предоставления им жилого помещения в соответствии с настоящим Законом, в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, а также требованиям ст.56 ЖК РФ, предусматривающей, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Соглашаясь с такими выводами суда первой инстанции, судебная коллегия также исходит из положений ч.4 ст.50 ЖК РФ, в силу которой учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ч. 3 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", которой учетная норма установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир, тогда как в данном случае уровень обеспеченности жилой площадью семьи истцов с момента вынесения распоряжения о постановке их на учет нуждающихся в получении жилых помещений не увеличился до нормы, установленной названным Законом г. Москвы от 14 июня 2006 г., размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи истцов, по-прежнему составляет менее учетной нормы - по *** кв.м. на каждого.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам представителей сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя ответчика, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции по правилам ст.67 ГПК РФ, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Ортега-Хиль М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.