Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Куприенко С.Г.
судей Анашкина А.А., Снегиревой Е.Н.
при секретаре Шидлове Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Куприенко С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Алексеевой М.В. в лице представителя Самонкина А.В. на решение Перовского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2015 года, которым постановлено:
- в иске Алексеевой М.В. к Департаменту городского имущества г. Москвы об образовании земельного участка и обязании оформить земельно-имущественные отношения по передаче образуемого земельного участка в собственность - отказать,
установила:
Истец Алексеева М.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, ссылаясь на то, что она является собственником жилого дома, кадастровый номер __, по адресному ориентиру: __.., указанный объект недвижимости соответствует градостроительным и иным нормам, возведен на основании разрешения на строительство N 16026 от 31.12.2002 г. и введен в эксплуатацию актом приемки оконченного строительством объекта, утвержденным распоряжением Префекта САО от 26.09.2003 г. N 986-В-РП. Земельный участок под объектом недвижимости, принадлежащим истцу, в соответствии с требованиями ЗК РФ не образован, входит в состав земельного участка, предоставленного Дому ветеранов сцены им. А.А. Яблочкиной Союза театральных деятелей Российской Федерации (СТД России) на основании договора аренды земли от 29.12.1994 г. N М-03-001558 сроком на 49 лет для эксплуатации зданий и сооружений, и, согласно последующим изменениям цели предоставления земельного участка, для строительства на нем 22 малоэтажных отдельно стоящих коттеджей общей площадью 6970,0 кв.м. со сроком окончания строительства во II квартале 2003 г. Она обратилась в Департамент городского имущества города Москвы в соответствии с административным регламентом, утвержденным п. 1.13 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" с заявлением о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, однако, в предоставлении государственной услуги о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка было отказано со ссылкой на пункт 2.10.1.6 административного регламента, в основание чего положен довод о включении объекта недвижимости, принадлежащего истцу, в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Москвы N 819-ПП от 11.12.2013 г. В тоже время наличие признаков самовольного строительства на образуемом земельном участке опровергается разрешением на строительство, актом ввода объекта в эксплуатацию, Постановлением Правительства Москвы от 27.01.1998 г. N 69 о предоставлении земельного участка для целей строительства. С иском о признании объекта самовольным ответчик не обращался.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования и просила образовать земельный участок, расположенный по адресу: ___, в границах согласно техническому отчету по определению границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: ____.. и обязать Департамент городского имущества г. Москвы оформить с ней земельно-имущественные отношения по передаче образуемого земельного участка в собственность.
Представитель истца Алексеевой М.В. в судебном заседании исковые требования и возражения на письменные пояснения ДГИ полностью поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, пояснив, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку образование земельного участка представляет собой комплекс установленных действующим законодательством мероприятий и порядок формирования земельного участка установлен Земельным Кодексом РФ. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В настоящем споре земельного участка сформированного по правилам земельного, градостроительного законодательства для целей для эксплуатации зданий не существует. Оснований для предоставления земельного участка согласно заявленным требованиям не имеется, поскольку у земельного участка отсутствуют характеристики, позволяющие его идентифицировать и соответственно, он не может быть объектом права. Кроме того, Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости. На земельном участке по адресу: ___ выявлен объект недвижимости, размещенный без разрешительной документации - п. 61 постановления N 819-ПП от 11.12.2013 г.). Данный пункт Постановления никем не оспорен. Из материалов технической инвентаризации следует, что к домовладению истца имеется пристройка, примыкающая к основному строению, возведенная на земельном участке, принадлежащем городу Москве, без соответствующего землеотвода. При этом Департамент не предоставлял земельный участок для строительства дополнительных объектов к зданию, расположенному по адресу: _____... Земельный участок, на котором возведена пристройка, находится в собственности г. Москвы. Собственник земельного участка - город Москва, не выдавал заявителю разрешения на возведение объектов недвижимости на спорном земельном участке. Кроме того, земельный участок истца имеет множество ограничений и обременении по использованию. Земельный участок находится на территории объекта природного комплекса с режимом регулирования градостроительной деятельности N 2, в зоне регулирования застройки памятников истории и культуры N 32 и в зоне охраняемого природного ландшафта.
Представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и Правительства г.Москвы в судебное заседание не явились, о дне слушания извещались надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит Алексеева М.В. в лице представителя Самонкина А.В. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель истца Алексеевой М.В. - Самонкин А.В. явился, поддержал доводы апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представители ответчика ДГИ г. Москвы, третьих лиц Управления Росреестра по г. Москве, Правительства г. Москвы не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Алексеева М.В. является собственником жилого дома общей площадью 510,6 кв.м по адресу: г. Москва, ш. Энтузиастов, д.88, кор.22.
Алексеева М.В. обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы за государственной услугой "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: ______. В ответе от 14.05.2015 г. N 33-5-12738/15-(0)-1 истцу было отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, поскольку в соответствии с п. 2.10.1.6 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" основанием для отказа является включение объектов недвижимого имущества в утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N819-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости. Здание по адресу: ___.., расположенное на испрашиваемом земельном участке, включено в приложение 2 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП.
В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
В силу ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно ст.39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в
случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в
постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в
собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного
участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Разрешая исковые требования по существу, суд, правильно применив положения вышеуказанных правовых норм, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, и учитывая, что образование и порядок формирования земельного участка представляют собой комплекс установленных Земельным кодексом РФ мероприятий, при этом лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", пришел к обоснованным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Часть 2 ст. 45.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ устанавливает, что в отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии со статьей 42.10 настоящего Федерального закона считается согласованным, осуществляется кадастровый учет изменений в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или постановка его на кадастровый учет.
Образованным земельный участок считается с момента его постановки на государственный кадастровый учет и принятия решения уполномоченного органа о его предоставлении в пользу определенного лица.
Судом правомерно отмечено, что требование об образовании земельного участка в границах согласно техническому отчета по определению границ и площади земельного участка в судебном порядке, не основано на нормах права.
Кроме того, судом также установлено, что в ходе проведения обследования земельного участка по адресу: _____ (акт от 17.01.2014 г. N9030059) выявлено, что огорожен земельный участок площадью около 1000 кв.м, на участке органами БТИ зарегистрирован 2-х этажный кирпичный жилой дом 2003 г. постройки с подвалом общей площадью 510,6 кв.м, при этом фактически на участке располагается 3-х этажный жилой дом с огороженной прилегающей территорией. На участке имеется пристройка террасы к жилому дому площадью около 60 кв.м, земельный участок под цели реконструкции жилого дома не предоставлялся, однако, без прав на землю, произведена реконструкция жилого дома с надстройкой третьего этажа и возведением пристройки.
Земельные участок, на котором возведена пристройка, находится в собственности субъекта РФ - города Москвы на основании абз. 3 п. 10 ст. Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, согласно п.61 которого объект недвижимости, размещенный на земельном участке по адресу: ______ включен в указанный перечень, т.е. выявлен как объект недвижимости, размещенный без разрешительной документации.
Суд первой инстанции правильно отметил, что указанный пункт Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП в установленном законом порядке никем не оспорен и не отменен.
С учетом положений Земельного кодекса РФ (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.03.2015 г.), Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 (ред. от 01.04.2015) "О землепользовании в городе Москве" включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества, является основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 4.1).
Кроме того, земельный участок, находится на территории объекта природного комплекса с режимом регулирования градостроительной деятельности N2, в зоне регулирования застройки памятников истории и культуры N 32 и в зоне охраняемого природного ландшафта с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законами города Москвы от 05.05.1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" и от 09.06.2004 г. N 40 "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве".
Осуществлять использование земельного участка возможно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 г. N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" и постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 г. N 1215 "Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города)".
На территории таких земельных участков ограничивается ведение хозяйственной деятельности и запрещается строительство, реконструкция, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, а также необходимо выполнять требования об охране, реабилитации, воссоздании растительного и почвенного покрова.
Кроме того, запрещается строительная и хозяйственная деятельность, которая может привести к трансформации ценных фрагментов природного рельефа, ценного озеленения и элементов гидрографической сети.
Земельный участок также входит в территорию природного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 г. N 38 (ред. от 31.03.2015 г.) "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий".
С выводами суда судебная коллегия согласна, поскольку они в решении подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами. Оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами. Оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению.
Доводы жалобы о том, что неверными являются указания суда на наличие признаков самовольной постройки и о возведении пристройки к дому без получения соответствующего разрешения на осуществление таких действий, отмену решения не влекут, поскольку направлены на иную оценку надлежаще установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм материального права, с чем судебная коллегия согласиться не может.
Как правильно указал суд первой инстанции, объект, являющийся предметом настоящего спора по адресу: ___, выявлен как размещенный без разрешительной документации, включен в перечень постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП, которое в соответствующей части не изменено и не отменено, в связи с чем обоснованно судом не установлено оснований для иной оценки спорного объекта. Не имеется таких оснований и у судебной коллегий.
Другие доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, аналогичны заявленным требованиям и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям в силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене решения.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Перовского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеевой М.В. в лице представителя Самонкина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.