Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В.,
судей Нестеровой Е.Б., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Трофимовой М.Е.,
с участием прокурора Храмовой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В., гражданское дело по апелляционной жалобе УСЗН ЮЗАО г. Москвы на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 15 июля 2015 года, которым постановлено:
Признать необоснованным отказ УСЗН района Ясенево в выдаче Казакову Ю.Е. удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Обязать УСЗН района Ясенево выдать Казакову Ю.Е. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Обязать УСЗН района Ясенево произвести перерасчет и выплаты Казакову Ю.Е., компенсаций, с момента прекращения выплат,
установила:
Казаков Ю.Е. обратился в суд с иском к УСЗН района Ясенево г. Москвы о признании необоснованным отказа в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании выдать соответствующее удостоверение, а также произвести перерасчет и выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, начиная с момента прекращения их выплат, т.е. за период с 01.05.2007 г. по 30.04.2015 г. (***руб.) за вычетом выплаченной суммы в период с 01.05.2007 г. по 30.04.2009 г. (***руб.), что составляет *** коп. (***руб. - ***руб.), ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что н является лицом летно-подъемного состава, участвовавшего в ядерных испытаниях в период с 1964 г. по 1972 г. в качестве члена экипажа воздушного судна, выполнявшего полеты с целью радиационной разведки и исследования радиоактивных облаков после ядерных взрывов, что подтверждается удостоверением участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выданного 13.01.1994 г. Росгидромет. До 30.04.2009 г. Казакову Ю.Е. предоставлялись льготы и компенсации на основании п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.01.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". 30.07.2009 г. СЗН района Ясенево г. Москы направило истцу письмо, в котором сообщалось, что с 01.05.2007 г. истцу были неправомерно назначены меры социальной поддержки как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, поскольку приказом МЧС РФ, Минтруда РФ и Минфина РФ от 29.02.2000 г. N *** утверждено "Положение о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому истцу, как лицу из числа летно-подъемного состава, замена удостоверения не предусмотрена, в связи с чем правовых оснований для замены удостоверения союзного образца на удостоверение российского образца не имеется, переплата вследствие ошибочно назначенной выплаты составляет ***руб. 07.12.2012 г. истец вновь обратился к ответчику по вопросу замены удостоверения союзного образца на удостоверение российского образца, на что 13.12.2012 г. был получен ответ об отсутствии правовых оснований для замены удостоверения. Письмами от 01.0.2014 г., от 22.12.2014 г. Департамент социальной защиты населения г. Москвы также ответчик истцу отказом в оформлении и выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что истец полагает не основанным на законе.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица- МЧС России в судебное заседание не явился, извещен.
Определением суда от 16.11.2015 г. произведена замена ответчика Управления социальной защиты населения района Ясенево города Москвы его правопреемником Управлением социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы.
Суд постановил указанное решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица- МЧС России, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица- МЧС России.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Л.А.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Казакова Ю.Е., заслушав заключение прокурора Храмовой О.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Постановлением Правительства РФ от 30.03.1993 года N 253 во исполнение п. 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.1992 года N 3062-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был установлен порядок предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий, в том числе для лиц из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 годы полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрации мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения.
Указанным лицам предоставляются компенсации и льготы, установленные для граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Указанным лицам выдавались удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах со штампом (надпечаткой) "летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях".
В силу пункта 9 статьи 156 Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признаны утратившими силу: пункты 2 - 7, 9 и 10 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3062-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Однако частью 1 статьи 153 вышеприведенного Федерального Закона в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что Казакову Ю.Е. 13.01.1994 г. в соответствии с указанным выше Постановлением было выдано удостоверение N 637225 участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с отметкой "летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях" и до 30.04.2009 г. пользовался льготами, предусмотренными п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
30.07.2009 г. СЗН района Ясенево г. Москы направило истцу письмо, в котором сообщалось, что с 01.05.2007 г. истцу были неправомерно назначены меры социальной поддержки как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, поскольку приказом МЧС РФ, Минтруда РФ и Минфина РФ от 29.02.2000 г. N 114/66/23 н утверждено "Положение о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому истцу, как лицу из числа летно-подъемного состава, замена удостоверения не предусмотрена, в связи с чем правовых оснований для замены удостоверения союзного образца на удостоверение российского образца не имеется, переплата вследствие ошибочно назначенной выплаты за период с 01.05.2007 г. по 30.04.2009 г. составляет 9 431,81 руб.
Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также конституционной обязанности государства на признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Казакова Ю.Е., указав на то, что право на получение гарантий и компенсаций, ранее, предоставляемых лицам из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 г.г. полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва), сохраняется и после 01.01.2005 г.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими усыновлённым обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что предоставление Казакову Ю.Е. спорных компенсаций прекращено правомерно, поскольку ст. 156 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. признан утратившим силу п. 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.1992 г. N 3062-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на основании которого истец по своему правовому статусу приравнен к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.
Между тем, с данными доводами ответчика нельзя согласиться, поскольку Федеральным Законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ не предполагается лишение граждан-лиц из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 г.г. полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) на получение ранее предоставляемых льгот и компенсации.
Федеральный законодатель, определяя порядок функционирования эффективного механизма возмещения вреда здоровью граждан, может избирать различные способы возмещения вреда, однако не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда.
В преамбуле Федерального Закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ закреплено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального Закона, должно обеспечиваться сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты граждан, а также реализовываться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
Таким образом, положения п. 7 Постановления Верховного Совета РФ от 18.06.1992 г. N 3062-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. 9 ст. 156 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. не могут рассматриваться как лишающие граждан, имевших право на получение соответствующих льгот и компенсаций до вступления в силу данных положений, реализации права на указанные льготы после 01.01.2005 г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для оформления ответчиком удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС необходимо получить в МЧС России бланк удостоверения, тогда как решение суда не обязывает МЧС России выдать УСЗН такой бланк, не могут являться основанием для отмены решения суда.
Согласно п. 3 Порядка оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится, в том числе органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, - пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце.
В соответствии с п. 8 Порядка бланки удостоверения выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представителям уполномоченных органов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, на основании заявки, доверенности, оформленных в установленном порядке, и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения.
По смыслу указанных положений бланк удостоверения может быть выдан МЧС России для оформления и выдачи удостоверения на основании заявки ответчика, доверенности и копии решения суда, вступившего в законную силу. Решение суда в данном случае является документом, послужившим основанием для выдачи удостоверения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом в решении не указано к какой именно категории граждан из числа лиц, названных в ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" следует отнести Казакова Ю.Е., что делает невозможным его исполнение, также не является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке. В случае неясности решения суда, заявитель апелляционной жалобы не лишен возможности обратиться за его разъяснением в порядке ст. 202 ГПК РФ.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 15 июля 2015 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 15 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН ЮЗАО г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.