Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Сергеевой Л.А.
и судей Федерякиной Е.Ю., Смирновой Ю.А.
при секретаре В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Мещанского районного суда города Москвы от 09 декабря 2014 года, которым постановлено: иск Игнатьевой Е.А., Игнатьева Ю.Н. в интересах несовершеннолетнего Игнатьева Н.Ю., к МО РФ, ФГКУ "Западрегионжилье" о признании решения недействительным, присуждении к исполнению обязанности, - удовлетворить частично.
Признать недействительным решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 04.06.2014г. N76-36/50 о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Игнатьеву Е.А., Игнатьева Н.Ю., *** года рождения.
В остальной части иска отказать.
установила:
Истцы Игнатьева Е.А., Игнатьев Ю.Н., действующий в интересах несовершеннолетнего сына Игнатьева Н.Ю., обратились в суд с иском к ответчикам Министерству обороны РФ, ФГКУ "Западрегионжилье" о признании решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице 1-го отдела за N 76-36/50 от 04.06.2014г. недействительным, обязании МО РФ в лице 1-го отдела ФГКУ "Западное РУЖО" предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма в избранном месте жительства в г. Переславле-Залесском, указывая в обоснование иска, что решением суда были приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, однако в последствии были незаконно сняты обжалуемым решением.
Представитель истцов в судебное заседание явился, иск поддержал.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного в своей апелляционной жалобе просит ответчик Министерство обороны Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика МО РФ по доверенности *** С.О., представителя истцов по доверенности *** О.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице 1-го отдела за N 76-36/50 от 04.06.2014г. члены семьи прапорщика Игнатьева Ю.Н. - супруга Игнатьева Е.А. и сын Игнатьев Н.Ю. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Данным решением установлено, что Игнатьев Ю.Н. принят на учет в 2011г. составом семьи из трех человек, однако с 2008г. по настоящее время супруга Игнатьева Ю.Н. - Игнатьева Е.А. и его сын Игнатьев Н.Ю. постоянно зарегистрированы и проживают в жилом доме общей площадью 50,4 кв.м. по адресу: д.5. Собственником данного дома является Игнатьева Л.П. (бабушка Игнатьева Ю.Н.). Поскольку всего в доме зарегистрировано 4 человека, на каждого члена семьи приходится по 12,6 кв.м, что превышает установленную учетную норму по г. *** 12 кв.м (Постановление Мэра от 04.04.2006г. N329).
Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Приказом Министра обороны N1280 от 30.09.2010г. утверждена Инструкция "О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма".
Согласно п.3 Инструкции, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях (п. 10).
Согласно ч.2 ст. ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о незаконности решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 04.06.2014г. N76-36/50 о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Игнатьевой Е.А., Игнатьева Н.Ю., 01.11.2008 года рождения, поскольку при вынесении оспариваемого решения ответчик исходил из того, что по адресу: Ярославская обл., *** д.5 зарегистрированы 4 человека, между тем данное обстоятельство опровергается представленными в дело документами, из которых следует, что по данному адресу зарегистрировано 7 человек - собственник и члены его семьи, в том числе Игнатьева Е.А. и несовершеннолетний Игнатьев Н.Ю. (л.д.29). При таких обстоятельствах выводы оспариваемого решения об обеспеченности согласно учетной норме 12 кв.м. являются несостоятельными.
Кроме того, суд учел, что истцы являются членами одной семьи, а соответственно вправе претендовать на получение жилого помещения на всю семью; данные о раздельных учетных делах ответчиком не представлены. Между тем, вся семья с учета снята не была, а данные о занимаемом Игнатьевым Ю.Н. жилом помещении оспариваемое решение не содержит.
При этом, требование о присуждении обязанности предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма суд нашел не подлежащим удовлетворению, поскольку заявлено преждевременно. Решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия (п. 16 Инструкции). Однако, вопрос о фактическом предоставлении жилого помещения не разрешался; о каких-либо нарушениях прав истцов в данной части в настоящее время не заявлено.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не наделен полномочиями подменять собой деятельность органа исполнительной власти, признавая решение ЗРУЖО недействительным, а также возлагая обязанность на ЗРУЖО по признанию нуждающимся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма, постановки на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, по возложению обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм действующего жилищного и гражданского законодательства. Кроме того, суд не возлагал на ответчиков обязанность по предоставлению жилого помещения.
В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Право истцов на восстановление нарушенных жилищных прав, оспаривание решения в судебном порядке о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, на судебную защиту также предусмотрено ст.ст.12, 13 ГК РФ, ст.ст.1, 11, 56 ч.2 ЖК РФ.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, доводы апелляционной жалобы, не опровергают правильности выводов суда, направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства, и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 09 декабря 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.