Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Дегтеревой О.В.,
и судей Нестеровой Е.Б., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Трофимовой М.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.,
дело по апелляционной жалобе УСЗН ВАО г. Москвы на решение Перовского районного суда г. Москвы от 03 июня 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Сковородко А. В. к Управлению социальной защиты населения Вешняки города Москвы о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение удовлетворить частично.
Обязать Управление социальной защиты населения района Вешняки города Москвы предоставить Сковородко А. В. и сопровождающему его лицу путевки на санаторно- курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями за 2014год, обеспечить право Сковородко А. В. и сопровождающего его лица на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно за 2014год.
В остальной части иска Сковородко А. В. к Управлению социальной защиты населения района Вешняки города Москвы отказать.
установила:
Сковородко А.В. обратился в суд с заявлением к УСЗН района Вешняки ВАО г.Москвы в котором просил суд обязать ответчика предоставить Сковородко А.В. и сопровождающему его лицу путевки на санаторно - курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями за 2014год, обеспечить его право и сопровождающего на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно за 2014год, а также обратить решение к немедленному исполнению.
В обоснование требований ссылался на то, что является инвалидом 1 группы вследствие военной травмы и имеет право на ежегодное профилактическое санаторно-курортное лечение, на основании Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; при обращении к ответчику за получением путевки за 2014 год в предоставлении ему было отказано. Истец полагает незаконным нарушение ответчиком гарантированного законом права на предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В суд первой инстанции Сковородко А.В. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель УСЗН района Вешняки г.Москвы возражал против заявленных требований.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит УСЗН района ВАО г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Обсудив неявку в суд апелляционной инстанции Сковородко А.В., извещенного надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы и просившего о рассмотрении жалобы в его отсутствие, проверив материалы дела, выслушав объяснение представителя УСЗН ВАО района привлеченного в порядке ст.44 ГПК РФ по доверенности Минашкину С.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Судом установлено, что Сковородко А.В. является инвалидом 1 группы вследствие военной травмы и у него имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
Горполиклиникой N66 г.Москвы 11 августа 2014г. истцу выдана справка для получения путевки N782, рекомендовано лечение в санаториях Крымского побережья по заболеванию травмы спинного и головного мозга (сезон -весна, осень).
13 августа 2014 г. истец обратился в УСЗН района Вешняки г. Москвы с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки с приложением всех необходимых документов.
14 ноября 2014г. истец повторно обратился с заявлением о предоставлении путевки.
23.03.2015 г. Сковородко А.В. уведомлен ответчиком о том, что поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение под номером 17 от 02.03.2015г., в 2014г. истцу предоставлены с 16.10.2014г. по 12.11.2014г. 2 путевки за 2013г. в санаторий им.Бурденко с сопровождающим, путевки за 2014г. предоставят в порядке очередности.
Путевка на санаторно-курортное лечение Сковородко А.В. в 2014 году ответчиком не предоставлена, поскольку путевки распределены очередникам.
Разрешая спор и удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что истец, своевременно обратившийся к ответчику с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2014 году и ему не может быть в этом отказано, в связи с чем обязал УСЗН предоставить путевку на санаторно- курортное лечение за 2014г. с сопровождающим.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием суд апелляционной инстанции полагает не согласиться, поскольку выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014г. N834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999г. N178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что не предоставление ответчиком истцу путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение обязывающее УСЗН предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в УСЗН по ВАО г.Москвы, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца.
Сковородко А.В. был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очередности. Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления. При этом право на предоставление путевки истца ответчиком не оспаривалось в суде, отказ в предоставлении путевки не связан с отсутствием у истца права на санаторно - курортную путевку, спор по указанному требованию у сторон отсутствует.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанций установлены неправильно, а также неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Перовского районного суда г. Москвы от 03 июня 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Сковородко А. В. к УСЗН ВАО г. Москвы о предоставлении бесплатной путевки на санаторно - курортное лечение за 2014г. с сопровождающим, с бесплатным проездом на пригородном железнодорожном транспорте, междугородном транспорте к месту лечения и обратно - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.