Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Куприенко С.Г.
судей Анашкина А.А., Снегиревой Е.Н.
при секретаре Лубкове Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Куприенко С.Г. гражданское дело по представлению Таганского межрайонного прокурора г. Москвы на определение Таганского районного суда г. Москвы от 01 июля 2015 года, которым постановлено:
- заявление Таганского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной - оставить без рассмотрения, разъяснив заявителю его право разрешить спор в порядке искового производства,
установила:
Таганский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной, указав в качестве заинтересованного лица Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Судом постановлено указанное выше определение, об отмене которого просит Таганский межрайонный прокурор г. Москвы по доводам частной жалобы, указывая на нарушение судом норм процессуального права.
Выслушав прокурора Артамонову О.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что определение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Оставляя заявление Таганского межрайонного прокурора г. Москвы без рассмотрения, судья первой инстанции не усмотрел наличие процессуальной возможности предъявления требований о признании информации, содержащейся в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации, в порядке особого производства, и пришел к выводу о наличии материально-правового спора.
Между тем, судебная коллегия полагает, что требование о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В соответствии ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту Закон N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или - религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В заявлении прокурора о признании информации запрещенной ставится вопрос об установлении правового состояния спорного информационного материала, который имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении по правилам ч. 2 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и как следствие прекращения права на его распространение.
При этом заявление прокурора направлено на защиту личных неимущественных прав и законных интересов неопределенного круга в сфере противодействия экстремисткой деятельности.
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 333 - 335 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Определение Таганского районного суда г. Москвы от 01 июля 2015 года отменить, материал вернуть в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии заявления Таганского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.