Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Ставича, при секретаре Е.В. Исаковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе представителя О.М. Симуниной - М.А. Смирнова на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 26 июня 2015 года по административному иску О.М. Симуниной к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (в дальнейшем - Росреестр по г. Москве) о признании незаконным отказа Росреестра по г. Москве в регистрации права собственности жилого дома, обязании осуществить государственную регистрацию жилого дома
установила:
О.М. Симунина обратилась в суд с указанным выше заявлением (в настоящее время - административным иском) к Росреестру по г. Москве, полагая, что представление разрешения на ввод её жилого дома в эксплуатацию для целей государственной регистрации не требуется, а потому отказ в государственной регистрации права собственности на жилой дом, возведённый на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, не основан на законе.
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 26 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представителя О.М. Симуниной - М.А. Смирнова ставится вопрос об отмене решения.
Представитель Росреестра по г. Москве- Н.С. Солгалова, по доверенности от 13 января 2016 года, просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие О.М. Симуниной, извещённой о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Росреестра по г. Москве, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Установлено, что с 29 февраля 2012 года О.М. Симунина является собственником земельного участка, общей площадью 707 кв.м., расположенного в ***. Разрешённое использование земельного участка - индивидуальное жилищное строительство (л. д. 14).
Земельный участок состоит на кадастровом учёте под номером ***, его границы определены (кадастровая выписка о земельном участке на л.д. 15-19).
На земельном участке в 2012 году возведён 1-этажный жилой дом, площадью 67 кв.м., в отношении которого О.М. Симуниной представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 24 декабря 2014 года (л. д. 13).
Сообщением Росреестра по г. Москве от 29 января 2015 года О.М. Симуниной отказано в государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом на основании абз. 12 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку в ответ на запрос поступило уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о жилом доме (л. д. 11-12).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствуясь п. 11 ст. 33, п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и ст. 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пришёл к выводу, что оспариваемое решение Росреестра по г. Москве основано на действующем законодательстве, так как после 1 января 2013 года кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.
На момент отказа в государственной регистрации права собственности и на дату рассмотрения настоящего дела судом положения п. 11 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые суд применил при разрешении спора, утратили силу в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости".
Следовательно, суд применил закон, не подлежащий применению, и не применил закон, подлежащий применению.
В соответствии с абз. 7-9 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества установлены ст. 25.3 названного Закона, в соответствии с которой основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом данной нормой право установлены специальные основания для отказа в государственной регистрации права собственности: не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если:
право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно.
Согласно п. 4 той же статьи документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
При этом п. 5 названной нормы права установлено, что истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
В соответствии с указанными требованиями закона О.М. Симунина представила для государственной регистрации жилого дома, расположенного на принадлежащем ей на права собственности земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, все необходимые документы, перечисленные выше в настоящем апелляционном определении.
Законоположения, которые применил Росреестр по г. Москве, отказывая в совершении регистрационных действий, названному порядку не противоречат, а потому не могли служить основанием для ограничения прав административного истца.
Так, согласно абз. 12 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с названным выше п. 1.2 не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Между тем такие исключения предусмотрены ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и потому отсутствие указанных в п. 2 ст. 25.3 упомянутого Закона оснований для отказа в государственной регистрации с учётом представления О.М. Симуниной всех необходимых документов для государственной регистрации свидетельствует о незаконности решения Росреестра по г. Москве и, соответственно, решения Щербинского районного суда г. Москвы по настоящему делу.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что содержание оспариваемого решения Росреестра по г. Москве, совершенного оспариваемого действия (бездействия) указанного органа государственной власти соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, О.М. Симунина доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.
При таком положении решение районного суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных О.М. Симуниной требований.
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 26 июня 2015 года отменить и вынести новое решение, которым признать незаконным отказ Росреестра по г. Москве от 29 января 2015 года и обязать его в течение 15 дней с момента получения настоящего апелляционного определения зарегистрировать право собственности Симуниной О.М. на одноэтажный жилой дом, общей площадью 67 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером ***.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.