Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Ставича В.В., Лукьянченко В.В.,
при секретаре Исаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Степаненко Ф.Ф. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 16 октября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Степаненко Ф.Ф. к отделу Управления Федеральной миграционной службы России по г. Москве района Бирюлево Восточное о продлении миграционного срока нахождения на территории Российской Федерации - оставить без удовлетворения.
установила:
Степаненко Ф.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации до заключения мирного договора об окончании гражданской войны между Республикой Украина и самопровозглашенными Донецкой и Луганской Республиками, мотивируя свои требования тем, что является гражданином Республики Украина и в связи с тяжелой общественно-политической обстановкой в стране, вынужден временно находиться на территории Российской Федерации. Срок пребывания в Российской Федерации неоднократно продлевался уполномоченными органами, однако период, на который он был продлен, нарушает его права, так как не обеспечивает в полной мере защиту гарантированных действующим законодательством Российской Федерации прав, предоставленных гражданам Украины, вынужденно выехавшим с места постоянного жительства.
Административный истец в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении заявления. Представитель административного ответчика - УФМС России по г. Москве явился, возражал против удовлетворения иска, представитель третьего лица - ФСБ России явился, возражал против удовлетворения иска. Третье лицо - Ремизов В.В. явился, требования поддержал.
Представители третьих лиц - СК России, Администрации Президента, МИД России, Комитета гражданского содействия в суд не явились, извещались в установленном законом порядке.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Степаненко Ф.Ф.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административного истца - Степаненко Ф.Ф., представителя ответчика - Гришневскую А.Ю., третьих лиц - Ремизова В.В., представителя ФСБ России - Овчинникова Д.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что гражданин Украины Степаненко Ф.Ф. прибыл на территорию Российской Федерации.
По личной инициативе обратился в Следственным комитет Российской Федерации и был допрошен _ и _ в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному в отношении Балашова Г.В., который _ на площади _ высказывал призывы, направленные на возбуждении ненависти и вражды в отношении граждан России.
_ Степаненко Ф.Ф. направил в отдел УФМС России по г. Москве по району Бирюлево Восточное заявление о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.
По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение о продлении срока до _.
_ Степаненко Ф.Ф. повторно обратился с заявлением о продлении срока пребывания в Российской Федерации, которое также было удовлетворено, срок продлен до _.
Обращаясь с настоящим административным иском в суд Степаненко Ф.Ф. указал на то, что принимая вышеуказанные решения, о продлении срока временного пребывания на территории России на столь непродолжительный срок, уполномоченное лицо отдела УФМС России по г. Москве по району Бирюлево Восточное не учло, что его нахождение на территории России обусловлено тяжелой общественно-политической обстановкой в Украине, а его активная гражданская позиция и факты предоставления следственным органам Российской Федерации информации о противоправных действиях гражданина Балашова Г.В. в _, должны учитываться при определении периода разрешенного нахождения на территории России. Полагал, что срок пребывания должен быть продлён до заключения мирного договора об окончании гражданской войны между Республикой Украина и самопровозглашенными Донецкой и Луганской Республиками.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что решения отдела УФМС России по г. Москве о продлении истцу срока временного пребывания в Российской Федерации, являются законным и обоснованным, приняты в переделах предоставленной компетенции, установлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и руководящими разъяснениями ФМС России.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Абзацем вторым пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно п. 3, п. 4 ст. 5 названного Закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (п. 4).
Приказом ФМС России от 29.06.2015 N 321 утвержден "Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации"
Согласно пункту 3 Порядка для продления срока временного пребывания в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона иностранный гражданин или принимающая его сторона в течение срока временного пребывания подает в территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление о продлении срока временного пребывания в произвольной форме.
Пунктом 9 установлено, что решение о продлении срока временного пребывания по заявлению иностранного гражданина или принимающей его стороны о продлении срока временного пребывания принимается не позднее трех рабочих дней со дня принятия данного заявления к рассмотрению.
После принятия решения о продлении срока временного пребывания по заявлению, поданному в соответствии с пунктом 3 Порядка, в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания (п.11).
На основании указания N КР-1/2/2-822 от 28.-1.2015г. руководителя ФМС России, гражданам Украины до 01.08.2015 продлевается миграционный учет по месту пребывания на каждый период в 90 суток, в случае обращения в территориальный орган УФМС России; после 01.11.2015 в исключительных случаях до 30 суток в целях подачи документов, необходимых для приобретения правового статуса в Российской Федерации.
Согласно информации, размещенной на сайте ФМС России (http://www.fms.gov.ru/) по состоянию на 18.08.2015, Федеральной миграционной службой принято решение о продлении срока временного пребывания граждан Украины, находящихся на территории Российской Федерации.
Срок преференций для граждан, прибывших в Россию с пострадавших от боевых действий территорий Донецкой и Луганской областей Украины продлевается. Остальным гражданам Украины предоставляем возможность без выезда с территории Российской Федерации находиться еще 90 суток и беспрепятственно получать разрешительные документы на работу, как и для всех граждан стран - участниц СНГ, с которыми установлены безвизовые отношения.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации и уполномоченным органом в сфере миграции определено, что продление срока временного пребывания осуществляется в заявительном порядке, а период нахождения устанавливается в пределах конкретного срока.
Установление точного срока, на который иностранному гражданину разрешается временное нахождение на территории Российской Федерации, в данном случае позволяет последнему с достаточной степенью вероятности прогнозировать возможные изменения своего статуса в будущем, а государственным органам надлежащим образом осуществлять контроль.
Требование Степаненко Ф.Ф. об установлении ему срока временного пребывания до заключения мирного договора, вышеуказанным критериям не отвечает.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что по заявлениям Степаненко Ф.Ф. срок временного нахождения продлевался и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции указанный срок не истек. Ограничений по количеству обращений подобного типа и соответственно периода, на который может продлеваться срок временного нахождения на территории Российской Федерации иностранному гражданину при наличии предусмотренных оснований, действующее законодательство не содержит. Степаненко Ф.Ф. не лишен возможности повторно обращаться в органы ФМС России с заявлениями о продлении срока пребывания.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 16 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Степаненко Ф.Ф. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.