Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Лукьянченко, при секретаре Е.А. Кулик, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе Всероссийской политической партии "Партия дела" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 сентября 2015 года по административному иску Всероссийской политической партии "Партия дела" к Министерству юстиции РФ об оспаривании предупреждения
установила:
Всероссийская политическая партия "Партия дела" обратилась в суд с указанным выше административным иском к Министерству юстиции РФ, ссылаясь на незаконность предупреждения о недопустимости пропаганды исключительности и превосходства русского народа в программе Партии, а также изменении юридического адреса без уведомления уполномоченного органа государственной власти.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Всероссийской политической партии "Партия дела" ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Всероссийской политической партии "Партия дела" - В.В. Зажмилин, по доверенности от 12 марта 2015 года, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Министерства юстиции РФ - Т.В. Журавкова, по доверенности от 11 июня 2015 года, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Всероссийской политической партии "Партия дела", представителя Министерства юстиции РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с новой редакцией программы Всероссийской политической партии "Партия дела", утвержденной 5 марта 2015 года II съездом Партии, в ней содержатся, среди прочего, следующие заявления: "русские в процессе создания державы проявили гораздо больше гуманизма, пролили гораздо меньше крови, своей и чужой, чем многие другие народы"; "будут по закону преследоваться попытки разделить великороссов на некие новые народы "казаков", "поморов", "сибиряков" и т.д."; "русский народ будет объявлен государствообразующим народом России в Конституции"; "русских, оставшихся за пределами Российской Федерации после гибели Советского Союза, мы будем всячески привлекать на свои земли, выдавать им особые "карты русского".
Кроме того, в программе Всероссийской политической партии "Партия дела" содержатся оскорбительные высказывания в отношении некоторых лиц, в частности, обещание "устроить чистку и люстрацию не только для коррупционеров, но и для представителей "рыночного либерального жречества".
В связи с изложенным Министерство юстиции РФ, усмотрев в программе Всероссийской политической партии "Партия дела" нарушение законодательных запретов на создание политических партий по признакам национальных интересов, а также признаки экстремизма, которые противоречат целям и задачам Партии, прописанным в ее Уставе, вынесло административному истцу предупреждение от 28 апреля 2015 года.
В указанном предупреждении дополнительно отмечено нарушение Всероссийской политической партией "Партия дела" требований информирования Министерство юстиции РФ об изменении юридического адреса.
Разрешая дело, суд пришел к выводу о том, что предупреждение, с которым не согласен административный истец, содержит ссылки на конкретные пункты программы Всероссийской политической партии "Партия дела" и правовое обоснование того, что они в противоречии с Уставом партии нарушают законодательные запреты. Кроме того, суд нашел подтверждение тому, что указанные самой Всероссийской политической партией "Партия дела" адреса в её документах не соответствовали её юридическому адресу и об указанных адресах Партия не поставила в известность Министерство юстиции РФ.
С этими выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
В преамбуле Конституции РФ указано, что она принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов.
В силу ч. 1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13 Конституции РФ).
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).
В соответствии с этим положения ст. 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Аналогичная норма закреплена в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
Понятие экстремистской деятельности дано в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", одним из его признаков является возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии (п. 1 ст. 1 Закона).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, на Всероссийскую политическую партию "Партия дела" распространяются приведенные выше нормы, касающиеся деятельности общественных организаций.
Помимо этого, в силу п. 3 ст. 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.
В более широком смысле указанные запреты выражены в одном из основных принципов деятельности политической партии - деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях").
Пунктом п. 1 ст. 38 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" установлено, что контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
Указанные органы вправе, в частности, выносить политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии. Указанное предупреждение может быть обжаловано политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением в суд. В случае вынесения предупреждения региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии территориальный орган обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный уполномоченный орган и в руководящий орган политической партии.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими доказыванию по настоящему делу, правомерно явилось наличие в новой программе, опубликованной Всероссийской политической партией "Партия дела", положений, противоречащих её Уставу.
В соответствии с этим суд правильно исходил из конкретных обстоятельств, выявленных Министерством юстиции РФ в программе Всероссийской политической партия "Партия дела", которые применительно к названным законоположениям оправданно расценил как деятельность административного ответчика, противоречащую положениям, целям и задачам, предусмотренным Уставом политической партии.
В апелляционной жалобе не оспаривается, что Устав Всероссийской политическая партия "Партия дела" в отличие от упомянутых положений Программы предусматривает, что Партия осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона "О политических партиях" и иных федеральных законов, Устава Всероссийской политической партии "Партия дела" (далее - Устав). Деятельность Партии основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности (ст. 2 Устава).
При этом цели и задачи партии, закрепленные в главе 2 её Устава, иные его положения не предусматривают ни люстрации кого бы то ни было по признакам его принадлежности к разного рода политическим взглядам, ни наличие приоритетных источников власти в лице какого-либо одного народа, ни указание на преимущественную защиту национальных интересов одного из народов.
Эти обстоятельства, имеющие значение для дела, в апелляционной жалобе не оспариваются.
Следовательно, установленные в предупреждении Министерства юстиции РФ факты являлись бесспорными, что исключало необходимость в назначения по делу лингвистической экспертизы.
Также не оспаривается в апелляционной жалобе и выводы суда относительно того, что указанные самой Всероссийской политической партией "Партия дела" адреса не соответствовали сведениям об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Партии, о чём в нарушение п. 5 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" не было проинформировано Министерство юстиции РФ.
В соответствии с названной нормой материального права политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
К числу таких сведений относятся адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации (подп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях").
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, Всероссийская политическая партия "Партия дела" не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.