08 декабря 2015 года Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Нестеренко Г.А., Неретиной Е.Н.,
при секретаре Ивановой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеренко Г.А. дело по апелляционной жалобе представителя ***** "*****" Д.А. *****а на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 января 2015 года, которым
отказано в удовлетворении заявления "*****", в порядке главы 25 ГПК РФ, о признании незаконным бездействия Правительства РФ, выразившегося в непринятии в установленный срок решения по заявлению ***** "*****", касающегося нарушений законодательства РФ в сфере противодействия коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ,
установила:
политическая партия "*****" обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным бездействия Правительства РФ, указав, что 30.07.2014 г. партией в Правительство РФ подано заявление, касающееся нарушения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ. Данное заявление было направлено с использованием услуги ESM ФГУП "Почта России" и получено заинтересованным лицом 01.08.2014 г. Однако, до настоящего момента ответ на данное заявление не получен, по телефону заявителю сообщили, что заявление находится на рассмотрении.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ст. ст. 254, 256, 258 ГПК РФ, заявитель просит суд признать незаконным бездействие Правительства РФ, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению политической партии "*****", касающееся нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя ***** Д.А. заявление поддержал, просил удовлетворить.
Заинтересованное лицо Правительство РФ для участия в судебном заседании своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило.
Судом вынесено указанное решение, об отмене которого просит заявитель в апелляционной жалобе, ссылаясь на то, что письмо от 29 июля 2014 года не содержало просьбы принять меры прокурорского реагирования, нарушен тридцатидневный срок рассмотрения заявления.
В судебном заседании суда второй инстанции административный истец - *****ь *****- представитель ***** "***** поддержал доводы жалобы.
Судебная коллегия на основании ч. 7 ст. 150, КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда второй инстанции, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, ей сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что 30.07.2011 г. административным истцом в адрес председателя Правительства РФ Д.А. Медведева направлено заявление, касающееся нарушения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ и содержащее просьбу провести проверку изложенных в заявлении сведений, обязать лиц, нарушивших законодательство РФ в сфере противодействия коррупции (неопубликование сведений о доходах), устранить допущенные нарушения.
Порядок работы с обращениями граждан определен не только ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", но и нормами, предусмотренными Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которому что для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации образуется А*****арат Правительства Российской Федерации и на основании *****. "и" п. 4 Положения об А*****арате Правительства Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260, утвержден Регламент Правительства Российской Федерации, разделом IX которого определен порядок работы с обращениями граждан.
В силу п.п. 10, 12, 125, 127 названного Регламента Правительство в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответа в установленный законом срок; работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Правительство, организует А*****арат Правительства.
Права заявителя на обращение в Правительство РФ нарушено не было, поскольку поданное им заявление было принято и зарегистрировано, что не отрицал в судебном заседании представитель заявителя.
Согласно поступившим в суд из А*****арата Правительства Российской Федерации документам, следует, что 17.06.2014г. в А*****арат Правительства от заявителя - секретаря центрального совета политической партии "*****" *****а Д.А. поступило письмо - запрос о разъяснении порядка публикации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ.
Ответ на данный запрос был направлен *****у Д.А. письмом от 26.06.2014г. NП17-30548.
29.07.2014г. от *****а Д.А. поступило письмо - заявление на имя Председателя Правительства РФ *****Д.А. о нарушениях законодательства в сфере противодействия коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ. В ходе проработки вопроса было выяснено, что аналогичное по содержанию заявление было направлено *****ым Д.А. на имя Генерального прокурора РФ, которое было перенаправлено в А*****арат Правительства РФ письмом от 14.08.2014г. Повторно *****ым Д.А. было направлено письмо от 09.10.2014г. по тому же вопросу.
Поскольку в данных письмах речь идет о несоблюдении законодательства и содержится просьба принять соответствующие меры прокурорского реагирования, письма были направлены в Генеральную прокуратуру РФ, осуществляющую надзор за соблюдением законодательства, по принадлежности, о чем ***** Д.А. был уведомлен письмом от 24.10.2014г. NП17-51620.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что права и свободы заявителя не были нарушены действиями (бездействия) заинтересованного по настоящему делу лица - Правительство РФ.
Данный вывод судьи первой инстанции основан на законе и подтверждается материалами дела.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности_.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Статьей 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Статьей 47 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации образуется А*****арат Правительства Российской Федерации.
В соответствии с *****. "и" п. 4 Положения об А*****арате Правительства Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260, А*****арат Правительства РФ рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, направляет эти обращения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер, организует прием граждан членами Правительства, а также проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2004 года N 260 утвержден Регламент Правительства Российской Федерации, разделом IX которого определен порядок работы с обращениями граждан. В силу п.п. 10, 12, 125, 127 названного Регламента Правительство в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответа в установленный законом срок; работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Правительство, организует А*****арат Правительства.
Согласно п. 118 Регламента в случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд (кроме Верховного Суда Российской Федерации) исковых или иных требований к Правительству представление интересов Правительства в суде осуществляют без дополнительного поручения федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, на основании направленных им А*****аратом Правительства документов, поступивших в Правительство, а также сотрудники А*****арата Правительства по доверенности.
С учетом указанных требований и обстоятельств дела доводы жалобы о том, что письмо от 29 июля 2014 года не содержало просьбы принять меры прокурорского реагирования, нарушен тридцатидневный срок рассмотрения заявления, не свидетельствуют о неправильности вынесенного решения, поскольку в соответствии с Регламентом по рассмотрению обращений письма были направлены в Генеральную прокуратуру РФ, осуществляющую надзор за соблюдением законодательства, по принадлежности, о чем ***** Д.А. был уведомлен письмом от 24.10.2014г. NП17-51620.
Суд, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, поэтому не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.