Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, Е.Н. Неретиной,
при секретаре В.В. Сытине, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе Автономной некоммерческой организации "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси интернешнл-Р" (АНО "Центр ТИ-Р") на решение Таганского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2015 года по делу по административному иску АНО "Центр ТИ-Р" о признании незаконным действий Таганского межрайонного прокурора И.В. Саницкого, выразившихся в вынесении представления о недопустимости нарушений требований федерального законодательства о некоммерческих организациях от 10 февраля 2015 года N 7-4-2015, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
АНО "Центр ТИ-Р" обратилась в суд с указанным выше административным иском.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2015 года постановлено: в удовлетворении заявления АНО "Центр ТИ-Р" о признании действий Таганского межрайонного прокурора И.В. Саницкого незаконными - отказать.
В апелляционной жалобе АНО "Центр ТИ-Р" ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца - АНО "Центр ТИ-Р" по доверенности М.М. Щигрева поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика Таганского межрайонного прокурора по доверенности О.Н. Артамонова, просила решение суда оставить без изменения с учётом представленных возражений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Установлено, что 26 апреля 2013 года заместителем прокурора г. Москвы В.В. Ведерниковым в адрес АНО "Центр ТИ-Р" направлено предостережение о недопустимости нарушений закона, из содержания которого следует, что проверкой прокуратуры г. Москвы установлено, что в соответствии с Уставом АНО "Центр ТИ-Р" целями организации является осуществление антикоррупционной деятельности в сфере внутригосударственных и международных отношений, проведение принципов гласности и открытости в принятии государственных решений, в сфере бизнеса, разработка и осуществление национальных проектов и программ по противодействию коррупции, координация и поддержка антикоррупционных программ, программ по внедрению принципов прозрачности и открытости, проектов, осуществляемых совместно с другими российскими, иностранными и международными организациями и институтами, формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания российских граждан на основе принципов справедливости и прозрачности. Руководствуясь своими целями АНО осуществляет мероприятия по разработке, внедрению, поддержке и координации собственных и совместных антикоррупционных программ и проектов, оказывает организационные, консультативные, информационные, экспертные, управленческие, юридические и иные цели. В 2010 года источниками поступлений в АНО "Центр ТИ-Р" денежных средств явились: Агентство по международному развитию США в сумме *** руб. и финансовая помощь учредителя в сумме *** руб., в 2011 году - Агентство по международному развитию США в сумме *** руб. и финансовая помощь учредителя в сумме ** руб., в 2012 году - Агентство по международному развитию США в сумме *** руб., финансовая помощь учредителя в сумме *** руб., Фонд "Новая Евразия" в сумме *** руб., международная неправительственная организация "Трансперенси Интернешнл секретариат" в сумме *** руб. В 2012 - 2013 г. АНО "Центр ТИ-Р" организовано и проведено не менее 48 публичных мероприятий по вопросам противодействия коррупции, деятельности органов внутренних дел, государственной поддержки некоммерческих организаций, в том числе с участием руководителей правоохранительных органов и органов исполнительной власти, должностных лиц иностранных государств. В июле 2012 года организацией направлено заключение по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы законопроекта N 10266-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента". Распоряжением Министерства юстиции РФ от 16.05.2011 N 986-р АНО "Центр ТИ-Р" аккредитована в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность. В июле 2012 года организацией направлено заключение по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы законопроекта N 10266-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".
На основании изложенных обстоятельств, прокуратурой г. Москвы сделан вывод о том, что уставные задачи и фактическая деятельность АНО "Центр ТИ-Р" свидетельствует об участии организации в формировании общественного мнения о проводимой государственной политике в правоохранительной и иных сферах и воздействии на принятие органами государственной власти РФ решений, в том числе нормативных правовых актов.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 августа 2013 года в удовлетворении заявления автономной некоммерческой организации АНО "Центр ТИ-Р" об оспаривании предостережения прокуратуры г. Москвы от 26 апреля 2013 года отказано (л.д. 190-195).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 декабря 2013 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 августа 2013 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (л.д. 196-199).
10 февраля 2015 года Таганским межрайонным прокурором И.В. Саницким генеральному директору АНО "Центр ТИ-Р" внесено представление "Об устранении нарушений требований федерального законодательства о некоммерческих организациях" (л.д. 157-160).
Из содержания указанного представления следует, что в ходе проведенной Таганской межрайонной прокуратурой проверки исполнения АНО "Центр "ТИ-Р" требований федерального законодательства о некоммерческих организациях выявлено, что согласно уставу АНО "Центр "ТИ-Р" основной целью организации является оказание услуг, связанных с проведением научно-исследовательских, аналитических работ, изучением общественного мнения по вопросам выявления, предупреждения, пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных, а также содействие формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Для достижения указанной цели организация осуществляет, в том числе: осуществление экспертных оценок по вопросам, связанным с предупреждением коррупции, борьбы с ней, минимизацией и (или) ликвидацией последствий коррупционных правонарушений; содействие разработке предложений по совершенствованию правовых, экономических и организационных механизмов функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, в целях устранения причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции; содействие защите прав и законных интересов граждан и организаций независимо от их формы собственности, пострадавших от противоправных решений и действий представителей государственных органов и органов местного самоуправления; участие в федеральных и региональных программах и акциях, направленных на борьбу с коррупцией; взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с юридическими и физическими лицами, в том числе с международными и зарубежными организациями.
В ходе проведения проверки прокуратурой г. Москвы установлено, что уставные задачи, а также фактическая деятельность АНО "Центр "ТИ-Р" свидетельствуют об участии организации, получающей финансирование из иностранных источников, в формировании общественного мнения о проводимой государственной политике в сфере борьбы с коррупцией и воздействии на принятие органами государственной власти Российской Федерации решений. Так, в соответствии с договором пожертвования N 2013-962 Russia, заключенным между АНО "Центр "ТИ-Р" (получатель) и "Трансперенси Интернешнл секретариат" (Германия) (жертвователь), по проекту "Евразийская антикоррупционная инициатива" с 01 июня 2013 года по 31 октября 2014 года получено и израсходовано 606 486 Euro. Соглашением о предоставлении средств N 2014-1201 Россия, заключенным между АНО "Центр "ТИ-Р" (получатель) и "Трансперенси Интернешнл секретариат" (Германия) (жертвователь), с 15 октября 2014 года по 15 мая 2015 года предусмотрено перечисление денежных средств в размере 397 029 Euro.
Согласно приложениям "А" к указанным соглашениям, АНО "Центр "ТИ-Р" полученные средства использованы "для осуществления программы, направленной на содействие большей общественной подотчетности и снижения уровня коррупции в российских частном и государственных секторах, в целях чего предусмотрено проведение публичных мероприятий по повышению осведомленности о деятельности и стратегии по борьбе с коррупцией".
В соответствии с соглашением о предоставлении средств, заключенным между АНО "Центр "ТИ-Р" (получатель) и "Трансперенси Интернешнл секретариат" (Германия) (жертвователь), для реализации кампании "Разоблачить коррупцию" предусмотрено перечисление денежных средств в размере *** Euro. В рамках кампании запланировано "выступление на национальном уровне за контроль-принуждение к продаже или передаче этих активов с помощью политических реформ и оперативных кампаний. На индивидуальном уровне целью кампании является ограничить возможность передвижения коррумпированных лиц благодаря более строгим и прозрачным процедурам отказа во въезде со стороны стран Большой двадцатки".
Также, в пресс - релизе "Индекс восприятия коррупции - 2014", размещенном на официальном сайте организации http://transparency.org.ru доступном для просмотра неограниченному кругу лиц, содержатся следующие предложения по изменению действующего законодательства:
- внедрить в правовую систему уголовную ответственность за незаконное обогащение то есть за наличие у должностного лица активов и собственности, происхождение которых такое должное лицо не может разумным образом обосновать;
- отменить статус "организации, выполняющей функции иностранного агента" для НКО, прекратить избыточное регулирование СМИ, блогеров и организаций, реализующих проекты по гражданскому антикоррупционному контролю и антикоррупционному образованию.
В соответствии с распоряжением Министерства юстиции РФ от 16 мая 2011 года N 986-р АНО "Центр "ТИ-Р" аккредитована в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов (свидетельство от 17 мая 2011 года N 1181). На сайте организации в публичном доступе размещены экспертизы законопроектов о земле, о разливе нефти, о судопроизводстве, о муниципальных округах Москвы, которые направлены в уполномоченные органы государственной и исполнительной власти.
Организацией на регулярной основе проводятся публичные мероприятия по вопросам противодействия коррупции, деятельности правоохранительных органов, государственной поддержки некоммерческих организаций, в том числе с участием представителей правоохранительных органов и органов исполнительной власти, должностных лиц иностранных государств. Так, например, согласно опубликованному отчету о работе АНО "Центр "ТИ-Р" за 2013 год в мае представителями организации при участии представителей государственных ведомств проведен "круглый стол", посвященный внедрению в России Конвенции ООН против коррупции.
На основании изложенного, прокуратура пришла к выводу о том, что фактическая деятельность АНО "Центр "ТИ-Р" направлена, в том числе, на вмешательство в проводимую государством политику в сфере борьбы с коррупцией путем лоббирования своих предложений по ее изменению, на формирование общественного мнения о необходимости изменения проводимой органами власти политики в указанной сфере, получение общественной поддержки своих действий для оказания большего влияния на власть. В нарушение требований ч. 6 ст. 2, ч. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" АНО "Центр "ТИ-Р" в Министерство юстиции РФ с заявлением о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обращалась, в связи с чем руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Таганский межрайонный прокурор потребовал генерального директора АНО "Центр "ТИ-Р" безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя Таганской межрайонной прокуратуры г. Москвы, принять меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение закона, к дисциплинарной ответственности, копию приказа о наказании представить в межрайонную прокуратуру, о результатах рассмотрения представления сообщить в Таганскую межрайонную прокуратуру г. Москвы в установленный законом месячный срок.
Данные обстоятельства сторонами не оспорены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что Таганский межрайонный прокурор г. Москвы И.В. Саницкий сделал правомерный вывод о том, что АНО "Центр ТИ-Р" получало финансирование из иностранных источников, занимается деятельностью, носящей политический характер, однако до начала такой деятельности не обращалась в Министерство юстиции Российской Федерации с заявлением о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что явилось предусмотренным законом основанием для внесения Таганским межрайонным прокурором И.В. Саницким генеральному директору АНО "Центр ТИ-Р" представления от 10 февраля 2015 г. N 7-4-2015 об устранении нарушений требований федерального законодательства о некоммерческих организациях.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона N 7 от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Согласно п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Как обоснованно отмечено судом, уставные направления деятельности АНО "Центр ТИ-Р" и проводимые ею мероприятия фактически направлены на формирование общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики (в частности, в области нормотворческой деятельности государственных органов), поэтому Таганским межрайонным прокурором в представлении обоснованно сделан вывод, что такая деятельность соответствует признакам политической по смыслу ч. 6 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Таганским межрайонным прокурором И.В. Саницким в отношении АНО "Центр ТИ-Р" обоснованно внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства о некоммерческих организациях.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.