Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Ходжаева Ф.Б. на вступившие в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 28 июля 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 12 августа 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 28 июля 2015 года гражданин Республики Таджикистан Ходжаев Ф.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Московского городского суда от 12 августа 2015 года постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 12 августа 2015 года оставлено без изменения, жалоба Ходжаева Ф.Б. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Ходжаев Ф.Б., просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что на территории Российской Федерации он находился на законном основании, встал на миграционный учёт, получил патент на работу, своевременно оплачивал авансовые платежи; на момент задержания его миграционная карта была передана в органы УФМС для продления срока пребывания на территории Российской Федерации; при рассмотрении дела ему не было предоставлено право воспользоваться услугами переводчика и защитника; при составлении процессуальных документов по делу сотрудниками полиции на него было оказано давление; совершенное правонарушение является малозначительным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления судьи районного суда и решения судьи Московского городского суда.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные
ч. 1 указанной статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года
N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Таким образом, по смыслу приведённых норм иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту. Отсутствие у иностранного гражданина одного из указанных документов при себе образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 27 июля 2015 года в 13 часов 30 минут по адресу: г. Москва, _. был выявлен гражданин Республики Таджикистан Ходжаев Ф.Б., который в нарушение ст. ст. 2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не имел при себе документов (миграционной карты), подтверждающих законность его пребывания в Российской Федерации. Тем самым Ходжаев Ф.Б. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и виновность Ходжаева Ф.Б. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортом инспектора 4 ОП УВД на Московском метрополитене; информацией из АС ЦБДУИГ ФМС России; письменными объяснениями Ходжаева Ф.Б.; копией паспорта иностранного гражданина; справками УФМС России по г. Москве.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Деяние, совершённое гражданином Республики Таджикистан Ходжаевым Ф.Б., выразившееся в отсутствии у него документов (миграционной карты), подтверждающих законность его пребывания в Российской Федерации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ. Действия Ходжаева Ф.Б. правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что на момент задержания миграционная карта Ходжаева Ф.Б. находилась в органах УФМС на оформлении продления срока временного пребывания на территории РФ ничем объективно не подтверждена и опровергается приложенной к жалобе копией миграционной карты на имя Ходжаева Ф.Б., согласно которой 31 июля 2015 года в миграционную карту внесена запись о продлении заявителю срока временного пребывания в Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 5 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
На день принятия решения действовал Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России от 15.12.2014 г. N 655 (далее -Порядок).
Так, согласно пункту 3 Порядка для продления срока временного пребывания иностранный гражданин или принимающая сторона не позднее семи рабочих дней до окончания срока временного пребывания подают непосредственно в территориальный орган ФМС России по месту постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания заявление о продлении срока временного пребывания или ходатайство о продлении срока временного пребывания в произвольной форме.
Пункт 5 указанного Порядка предписывал также иностранному гражданину или принимающей его стороне одновременно с заявлением представлять:
а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
б) документы, подтверждающие изменение условий, в связи с которыми иностранному гражданину был разрешен въезд в Российскую Федерацию, либо отсутствие у иностранного гражданина возможности покинуть территорию Российской Федерации в установленный Федеральным законом срок, и их копии.
При этом документы, подтверждающие изменение условий, в связи с которыми иностранному гражданину был разрешён въезд в Российскую Федерацию, либо отсутствие у иностранного гражданина возможности покинуть территорию Российской Федерации в установленный Федеральным законом срок, подлежат возврату, а их копии приобщаются к заявлению (п. 6 Порядка).
На основании п. 11 Порядка иностранный гражданин по истечении семи рабочих дней с даты подачи заявления приглашается в территориальный орган ФМС России, принявший решение. В случае принятия решения о продлении в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания иностранному гражданину или лицу без гражданства в Российской Федерации (п. 12 Порядка).
Перечисленные выше положения Порядка свидетельствуют о том, что до принятия решения о продлении либо отказе в продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации (в течение семи рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению) предоставление миграционной карты иностранного гражданина в территориальный орган ФМС не требуется.
Кроме того, необходимо отметить, что при даче письменных объяснений на досудебной стадии производства по делу заявитель не ссылался на то, что сдал миграционную карту в территориальный орган ФМС России для продления срока временного пребывания.
Таким образом, отсутствие у Ходжаева Ф.Б. на момент выявления административного правонарушения 27 июля 2015 года миграционной карты образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Довод жалобы заявителя о том, что он встал на миграционный учет по месту пребывания, а также имеет патент, не имеет правового значения для квалификации действий Ходжаева Ф.Б. по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, так как юридически значимым обстоятельством по данной категории дел является фактическое нахождение иностранного гражданина на территории РФ без документов, подтверждающих законность его нахождения на данной территории.
Доводы заявителя о том, что при рассмотрении дела ему не было предоставлено право воспользоваться услугами переводчика и адвоката; при составлении процессуальных документов по делу, сотрудниками полиции на него было оказано давление, подробно проверялись судьей Московского городского суда при рассмотрении жалобы и получили надлежащую оценку в судебном решении не согласиться с которой оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы, оснований для признания совершенного Ходжаевым Ф.Б. административного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда назначено Ходжаева Ф.Б. в пределах санкции ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ. При назначении наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ судьёй районного суда были соблюдены - учтены характер правонарушения и данные о личности виновного.
Назначение Ходжаеву Ф.Б. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для изменения назначенного заявителю наказания, в том числе с учётом приведённых им в жалобе доводов, не имеется.
Судья Московского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в полном объёме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
Постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 28 июля 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 12 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Ходжаева Ф. Б. оставить без изменения, жалобу Ходжаева Ф.Б. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.