Именем Российской Федерации
г. Москва 15 мая 2015 г.
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Ларионовой О.Г., при секретаре Яковенко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0246/2015 по заявлению Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконным и отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 17 февраля 2015 года N 107/2 "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы", о возложении обязанности на Московскую городскую избирательную комиссию повторно рассмотреть ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы и принять решение, отвечающее требованиям закона,
установил:
27 января 2015 года Бюро комитета Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума города Москвы.
3 февраля 2015 года ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума поступило в Московскую городскую избирательную комиссию (далее Мосгоризбирком).
Решением Мосгоризбиркома от 17 февраля 2015 года N 107/2 в регистрации инициативной группы отказано.
Московское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее МГО ПП КПРФ), полагая незаконным названное решение Мосгоризбиркома об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы, обратилось в Московский городской суд с заявлением, в котором просит решение Московской городской избирательной комиссии от 17 февраля 2015 года N 107/2 "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы" признать незаконным и отменить; обязать Московскую городскую избирательную комиссию в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда, повторно рассмотреть ходатайство МГО ПП КПРФ от 27 января 2015 года о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заявителя (по доверенности) Биджиев М.И. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Мосгоризбиркома (по доверенности) Реут Д.А. требования не признал, считал их не обоснованными, просил в их удовлетворении отказать. Пояснив, что оспариваемое решение принято Московской городской избирательной комиссией в строгом соответствии с действующим законодательством. МГО ПП КПРФ нарушен порядок выдвижения инициативы проведения референдума, поскольку решение о выдвижении инициативы проведения референдума города Москвы принято Бюро комитета МГО ПП КПРФ, а не конференцией или общим собранием.
Представитель, привлечённой к участию в деле Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (по доверенности) Воронин Д.Ю. оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителя МГО ПП КПРФ, представителей Мосгоризбиркома, ЦИК России, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Статьёй 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (пункт 1). Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды (пункт 2). В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (пункт 5). С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и её уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии (пункт 10).
Согласно пункту 13 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона.
Аналогичные, по своему содержанию, нормы содержатся в статье 9 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве".
Из оспариваемого решения Московской городской избирательной комиссии, следует, что основанием к отказу в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы, явилось нарушение, по мнению Комиссии, порядка выдвижения инициативы проведения референдума города Москвы, что заключалось в том, что решение о выдвижении инициативы о проведении референдума, названного уровня, принято не конференцией или общим собранием, а Бюро комитета ГО ПП КПРФ.
Исходя из положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и части 3 статьи 8 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве" инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, вправе выдвинуть избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определённом федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
Политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации" отвечает приведённым требованиям. Партия зарегистрирована в порядке, определённом федеральным законом, на уровне более высоком уровня регионального референдума, более чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.
Уставом Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" предусмотрено её право на участие в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бюро комитета Регионального отделения политической партии Коммунистическая Партия Российской Федерации является постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения партии и вправе инициировать проведения референдума в городе Москва (пункты 1.3, 3.7, 6.11 Устава Партии).
В указанном аспекте полномочия Бюро комитета МГО ПП КПРФ неоднократно подтверждались решениями Московского городского суда, вступившими в законную силу, в частности это решение суда от 16 сентября 2013 года по делу N 3-0086/2013 по заявлению Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконным и отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 29 апреля 2013 года N 40/1 "Об исполнении определения Верховного Суда Российской Федерации"; решение суда от 21 мая 2014 года по делу N 3-72/2014 по заявлению Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене решения Московской городской избирательной комиссии N 75/1 от 20 февраля 2014 года "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы".
Доводы представителя Мосгоризбиркома о том, что решение о выдвижении инициативы проведения референдума города Москвы полномочно принимать только общее собрание (конференция) ГО ПП КПРФ, являются ошибочными.
Статьёй 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" не отнесено к исключительной компетенции общего собрания (конференции) региональных отделений политических партий решение вопроса о выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации. Следовательно, исходя из положений пункта 8 названной статьи, решение по этому вопросу принимается в соответствии с уставом политической партии. Как указано выше, Уставом ПП "КПРФ" Бюро комитета регионального отделения уполномочено на выдвижение инициативы проведения регионального референдума.
Более того, согласно подпункту 3 пункта 8 статьи 9 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве" в случае если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, указанное в части 3 статьи 8 настоящего Закона, к ходатайству прилагаются протокол или выписка из протокола съезда, конференции, общего собрания избирательного объединения, иного общественного объединения, заседания руководящего органа указанного объединения или его регионального отделения, иного структурного подразделения, на которых было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Указанные протокол или выписка подписываются уполномоченным на то лицом (лицами) и заверяются печатью избирательного объединения, иного общественного объединения.
Названная норма регионального законодательства напрямую указывает на возможность принятия решения о выдвижении инициативы проведения референдума, соответствующего уровня, помимо съезда, конференции или общего собрания, также иным руководящим органом объединения или его регионального отделения. В настоящим случае, в соответствии с Уставом ПП "КПРФ", таким органом является Бюро комитета ГО ПП КПРФ.
Учитывая изложенное суд считает, что ГО ПП КПРФ соблюдён порядок выдвижения инициативы проведения референдума города Москва. Других оснований для принятия оспариваемого решения Мосгоризбиркомом не приведено.
Учитывая изложенное, решение Московской городской избирательной комиссии от 17 февраля 2015 года N 107/2 "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы" не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя, либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
В порядке восстановления нарушенного права заявителя, суд обязывает Московскую городскую избирательную комиссию в течение 15 дней, с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, повторно рассмотреть ходатайство от 27 января 2015 года о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы и принять решение в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 10 статьи 9 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве".
В удовлетворении требований заявителя об установлении десятидневного срока для исполнения Мосгоризбиркомом перечисленных выше обязанностей, суд отказывает, поскольку указанный срок, с учётом установленной законом процедуры рассмотрения подобных ходатайств, не является разумным и противоречит положениям пункта 5 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Удовлетворяя частично требования заявителя, на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд взыскивает в его пользу с Московской городской избирательной комиссии 2 000 рублей, в счёт возврата государственной пошлины, уплаченной МГО ПП КПРФ при подаче настоящего заявления в суд.
На основании изложенного, статей 14, 36, 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 8, 9, 63 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве" и руководствуясь статьями 98, 194-199, 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявление Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконным и отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 17 февраля 2015 года N 107/2 "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы", о возложении обязанности на Московскую городскую избирательную комиссию повторно рассмотреть ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы и принять решение, отвечающее требованиям закона удовлетворить частично.
Признать решение Московской городской избирательной комиссии от 17 февраля 2015 года N 107/2 "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы" незаконным и отменить его.
Обязать Московскую городскую избирательную комиссию в течение 15 дней, с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, повторно рассмотреть ходатайство от 27 января 2015 года о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы и принять решение в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 10 статьи 9 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве".
В удовлетворении остальной части требований Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" отказать.
Взыскать с Московской городской избирательной комиссии в пользу Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в счёт возврата государственной пошлины 2 000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда: подпись М.Ю. Казаков
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.