Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
с участием прокурора Ларионов О.Г.,
при секретаре Корниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-461/2015 по заявлению Косцова А.В. о признании недействующими нормативных правовых актов,
установил:
17 ноября 2009 года Правительством Москвы принято постановление N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" (далее - постановление), которое было опубликовано в печатных изданиях "Тверская, 13", 01.12.2009, N 143; "Вестник Мэра и Правительства Москвы", 01.12.2009, N 67, том 1.
Пунктом 2 названного постановления утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок).
Пунктом 31 Порядка предусмотрено, что при индексации размера пенсии размер региональной социальной доплаты не изменяется по 31 декабря года, в котором осуществлена индексация размера пенсии.
Пересмотр размера региональной социальной доплаты осуществляется с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлена индексация размера пенсии.
Постановлением Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396, опубликованном в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 46, 21.08.2012, в вышеуказанное постановление внесены изменения.
Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396, установлено, что неработающим пенсионерам, получающим региональную социальную доплату к пенсии до величины городского социального стандарта по состоянию на 31 декабря 2012 г. и зарегистрированным на указанную дату по месту жительства в городе Москве менее 10 лет в общей сложности, выплата указанной региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется на условиях и в порядке, установленных до дня вступления в силу постановления. Размер региональной социальной доплаты к пенсии до величины городского социального стандарта указанным пенсионерам подлежит пересмотру и перерасчету в соответствии с Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии в редакции настоящего постановления.
Пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 17.12.2013 N 851-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2014 год", опубликованном на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 18.12.2013, в периодических изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 70, 24.12.2013,"Тверская, 13", N 3-4, 16.01.2014, и пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 09.12.2014 N 735-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год", опубликованном на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 11.12.2014,"Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 70, том 2, 16.12.2014, размер городского социального стандарта установлен в сумме 12 000 руб.
Косцов А.В. обратился в Московский городской суд с заявлением, в котором просит признать несоответствующим указанные выше положения нормативных правовых актов.
В обосновании заявления ссылался на то, что положения о том, что пересмотр размера региональной социальной доплаты осуществляется с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлена индексация размера пенсии, нарушает его конституционные права на достойную пенсию, приведенные нормы противоречат Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29.10.1994, ст.ст. 3, 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и нарушает его право получение пенсии с учетом индексации по уровню инфляции.
Заявитель Косцов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении слушания дела не просил, доказательств уважительности причин неявки не представил.
Представитель Правительства Москвы Крылова Е.В. требования заявителя не признала, представила письменные пояснения на заявление, указала, что Постановления, отдельные положения которых оспариваются заявителем, приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель Правительства Москвы и Департамента социальной защиты населения г.Москвы Шитикова Е.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, полагая их необоснованными.
С учетом надлежащего извещения заявителя Косцова А.В. о времени и месте судебного заседания, отсутствия сведения об уважительности причин неявки и ходатайства об отложении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителей Правительства Москвы и Департамента социальной защиты населения г.Москвы, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые положения нормативных правовых актов на соответствие федеральному закону и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление, не подлежащим удовлетворению, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В силу статьи 2 указанного закона законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
К полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" относится решение городских вопросов социальной защиты.
В силу п.п. 1 и 10 ст. 14 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области социальной защиты населения, а также разрабатывает и реализует программы социальной поддержки жителей города Москвы.
Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Москвы (ч. 1 ст. 19 Закона г. Москвы "О Правительстве Москвы").
Анализируя вышеприведенные требования закона, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части постановления приняты Правительством Москвы в пределах предоставленных ему полномочий, подписаны Мэром Москвы, обнародованы и опубликованы в установленном законом порядке.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, оказание (предоставление) государственной социальной помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий.
К числу получателей государственной социальной помощи в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ отнесены малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Из содержания частей 1, 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ следует, что пенсионерам, проживающим на территории Российской Федерации, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, и у которых общая сумма материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации, устанавливается региональная социальная доплата к пенсии, определение размера которой входит в компетенцию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Из анализа положений ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей принципы самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и части ч. 1 ст. 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которой к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, следует, что субъект Российской Федерации, осуществляя финансовое обеспечение региональной социальной доплаты за счет собственных средств, вправе определять условия ее предоставления и выплаты, в том числе и порядок индексации такой выплаты.
Таким образом, из правового анализа указанных выше положений федерального законодательства следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать вопросы по оказанию государственной социальной помощи, в том числе, устанавливать региональную социальную доплату к пенсии, и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета с условием соблюдения требования федерального законодательства об установлении ее в размере, обеспечивающем доход не меньше прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
В целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, Правительством Москвы принято постановление от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", которым с 1 января 2010 года для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии и утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, предусматривающей двухуровневую величину, до которой устанавливается доплата:
среднегодовой прожиточный минимум пенсионера в городе Москве, ежегодно утверждаемый законом города Москвы - для граждан, получающих пенсию в городе Москве, зарегистрированных в городе по месту пребывания, либо зарегистрированных в Москве по месту жительства менее 10 лет в общей сложности (пункт 3.2. Положения). Определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера в городе Москве, установленной законом города Москвы на текущий год, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты, в соответствии с пунктами 9-11 Порядка;
городской социальный стандарт, устанавливаемый постановлениями Правительства Москвы - для граждан, получающих пенсию в городе Москве и зарегистрированных по месту жительства в городе Москве, при наличии такой регистрации не менее 10 лет в общей сложности на дату обращения за доплатой (пункт 3.1. Положения). Определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты, в соответствии с пунктом 9 Порядка.
Как усматривается из содержания постановления правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, предусмотренная региональная социальная доплата предоставляется независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами, а финансирование расходов по обеспечению доплатой является расходным обязательством города Москвы (пункт 6.2 постановления).
Установление величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в пределах полномочий, предоставленных Правительству Москвы пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Статьей 1 Закона города Москвы от 29.10.2014 N 48 "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2015 год" установлена величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве на 2015 год в размере * рублей.
Величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсиям составляла: с 1 января 2010 г. - * руб., с 1 января 2011 г. - * руб., с 1 января 2012 г. - * руб., с 1 января 2013 г. -* руб., с 1 января 2014 г. -* руб., с 1 января 2015 г.-* руб.
Категория прожиточного минимума избрана федеральным законодателем в качестве критерия для определения меры социальной помощи нуждающимся. Показатели прожиточного минимума обуславливают объем экономических обязательств государства перед гражданином при установлении государственных пенсий и социальных пособий.
Установление величины городского социального стандарта осуществляется в пределах полномочий, предоставленных Правительству Москвы пунктом 16 статьи 12.1 Федерального законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, статьей 31 Бюджетного кодекса РФ и статьями 21, 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Постановлением Правительства Москвы от 17.12.2013 N 851-ПП величина городского социального стандарта предусмотрена в сумме 12000 руб. в целях определения размера региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам. Такой же размер определен и в постановлении Правительства Москвы от 09.12.2014 N 735.
Таким образом, материальное обеспечение неработающего пенсионера на территории города Москвы составляет 12000 руб. и в силу регионального законодательства не может быть ниже указанной суммы, соответственно требование федерального законодательства о том, что материальное обеспечение неработающего пенсионера не должно быть ниже прожиточного уровня в данном случае соблюдено.
Оспариваемый пункт 31 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии предусматривает порядок пересмотра размера региональной социальной доплаты в случае индексации размера пенсии: "При индексации размера пенсии размер региональной социальной доплаты не изменяется по 31 декабря года, в котором осуществлена индексация размера пенсии. Пересмотр размера региональной социальной платы осуществляется с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлена индексация размера пенсии".
Перечисленные положения соответствуют содержанию пункта 8 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусматривающему, что размеры социальных доплат к пенсии, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера, при изменении (индексации) размеров денежных выплат, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций. Пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеприведенные требования нормативных правовых актов, из содержания которых следует, что установление величины городского социального стандарта находится в ведении субъекта Российской Федерации и его размер определяется исходя из финансовых возможностей, суд считает, что довод заявителя о том, что увеличение размера пенсии влечет пропорциональное увеличение социальной доплаты, основан на неправильном их толковании.
Исходя из правовой природы социальных доплат, преследующих своей целью достижение материального обеспечения пенсионера до уровня прожиточного минимума пенсионера или уровня городского социального стандарта, суд не может согласиться с доводами заявителя ошибочно полагающего, что увеличение размера пенсии влечет пропорциональное увеличение размера рассматриваемых социальных доплат. Указанные доплаты, учитывая логику законодателя, не должны выходить за пределы городского социального стандарта, и размер этих доплат уменьшается пропорционально увеличению общей суммы материального обеспечения пенсионера, а в случае, если указанная сумма его обеспечения (без учета социальных доплат) достигла величины прожиточного минимума пенсионера либо городского социального стандарта, выплата таких доплат прекращается.
В связи с этим, гарантия сохранения региональной социальной доплаты в прежнем размере до конца года после индексации пенсии, осуществляемой в централизованном порядке на всей территории Российской Федерации, содержащаяся в оспариваемом пункте 31 Порядка, свидетельствует исключительно об улучшении социального положения пенсионеров, поскольку позволяет им в указанный период получать повышенный размер социальных выплат. В связи с этим, положения оспариваемых нормативных правовых актов не могут рассматриваться как ухудшающие положение указанной категории граждан. А кроме того, индексация региональной социальной доплаты законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Ссылки заявителя на противоречие оспариваемой нормы Конституции РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку дела о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, разрешает Конституционный Суд Российской Федерации.
Являются необоснованными доводы Косцова А.В. о противоречии п. 31 Порядка положениям Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29.10.1994, поскольку ст. 18 Хартии предусматривает необходимость определения размера минимальной пенсии исходя из величины принятой в государстве системы минимальных потребительских бюджетов и не регулирует вопросы, связанные с выплатой региональной социальной доплаты.
Из материалов дела усматривается, что материальное обеспечение Косцова А.В. соответствует требованиям федерального законодательства и его право на получение региональной социальной доплаты не нарушено.
Таким образом, п. 31 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", пункт 2 Постановления Правительства Москвы N 396-ПП от 8 августа 2012 года "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП", пункт 3 Постановления Правительства Москвы от 17.12.2013 N851 ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на на 2014 год", пункт 3 Постановления Правительства Москвы N 735-ПП от 9 декабря 2014 года "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год" соответствуют действующему законодательству, нормативные правовые акты приняты в установленном законом порядке в пределах полномочий Правительства Москвы и не нарушают прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, в связи с чем, суд не усматривает оснований для признания данных нормативных правовых актов в оспариваемой части недействующим, и отказывает в удовлетворении требований заявителя Косцова А.В.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины при подаче в суд настоящего заявления возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Косцова А.В. о признании недействующими пункта 31 "Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", пункта 2 Постановления Правительства Москвы N 396-ПП от 8 августа 2012 года "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП", пункта 3 Постановления Правительства Москвы от 17.12.2013 N851 ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2014 год", пункта 3 Постановления Правительства Москвы N 735-ПП от 9 декабря 2014 года "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского
городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.