Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Хохловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-462/2015 по заявлению Сухова В.А., Суховой А.А. о признании недействующим ч. 6 ст. 38 Закона г.Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", п. 1.5 "Регламента подготовки, оформления и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы договора купли-продажи свободного жилого помещения в коммунальной квартире, находящегося в собственности города Москвы, договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 09 февраля 2010 г. N 104-ПП,
установил:
Московской городской Думой 14 июня 2006 г. принят, и подписан Мэром Москвы Закон города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", который официально опубликован в следующих изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 42, 26.07.2006, "Тверская, 13", N 90, 27.07.2006, "Ведомости Московской городской Думы", 08.08.2006, N 7, ст. 170, "Квартирный ряд", N 33, 17.08.2006.
Правительством Москвы 9 февраля 2010 г. принято постановление N 104-ПП "Об утверждении Регламента подготовки, оформления и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы договора купли-продажи свободного жилого помещения в коммунальной квартире, находящегося в собственности города Москвы, договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности города Москвы" (далее - "Регламент"), которое опубликовано "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 11, 23.02.2010.
Сухов В.А., Сухова А.А. обратились в Московский городской суд с заявлением о признании недействующими части 6 статьи 38 Закона города Москвы N 29 и пунктов 1.5, 3.6 Регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от N 104-ПП, со дня вступления их в силу.
В обосновании заявления ссылаются на то, что указанными нормативными правовыми актами нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и Федеральными законами, в частности нормами Жилищного Кодекса РФ. Так в заявлении указывается, что Сухов В.А. и Сухова А.А. зарегистрированы и проживают в комнате, принадлежащей Сухову В.А. на праве собственности, в коммунальной трехкомнатной квартире по адресу: *, и обеспечены площадью жилого помещения по * кв.м на каждого. В другой комнате этой же квартиры проживает семья Гуревич, члены которой обеспечены по * кв.м жилого помещения на каждого. В мае 2013 года освободилась соседняя муниципальная комната. Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы 02.12.2013 г. указанная комната предоставлена заявителям по доле и семье Гуревич
доля по договору купли-продажи по рыночной стоимости. Если бы в вышеуказанных нормативных правовых актах была предусмотрена возможность предоставления освободившегося жилого помещения гражданам, которые обеспечены общей площадью на одного члена семьи менее нормы предоставления, предусмотренная в федеральном законодательстве в ч. 3 ст. 59 ЖК РФ, права заявителей не были бы нарушены, договор купли-продажи освободившейся комнаты был бы заключен только с Суховыми.
Определением Московского городского суда от 14 сентября 2015 г. производство в части признания недействующим п. 3.6 "Регламента подготовки, оформления и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы договора купли-продажи свободного жилого помещения в коммунальной квартире, находящегося в собственности города Москвы, договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 09 февраля 2010 г. N 104-ПП прекращено, в связи с тем, что указанный пункт утратил силу.
Заявитель Сухова А.А. в судебное заседание не явилась.
Заявитель Сухов В.А., его представитель по доверенности Лапина А.Ю., представляющая также интересы Суховой А.А., в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования, считают, что указанными нормативными правовыми актами нарушаются их права и свободы, а сами акты противоречат Жилищному Кодексу Российской Федерации.
Представители заинтересованных лиц Московской городской Думы, по доверенности Арутюнова Д.Г., Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Ковалева В.Е., Правительства Москвы по доверенности Ланда В.М., Ковалева В.Е., Мэра Москвы по доверенности Ланда В.М. в удовлетворении заявления просили отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылались на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Московской городской Думы, Правительства Москвы, соответствует законам, иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают жилищные права и законные интересы заявителей.
Выслушав объяснения сторон, их представителей, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ, положениям ст.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Согласно части первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами отнесены: определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации по соответствующим договорам установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, предоставление жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и иные вопросы, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные нормативные правовые акты города Москвы.
Принятие законов города Москвы в силу статьи 35 Устава города Москвы относится к компетенции Московской городской Думы.
В соответствии со ст. 41 Устава города Москвы Мэр Москвы подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их.
В соответствии с Законом города Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" к полномочиям Московской городской Думы относятся установление порядка распоряжения жилищным фондом города Москвы, определение оснований и порядка предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы.
Принятие нормативных правовых актов города Москвы в силу статьи 44 Устава города Москвы, Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" в жилищной сфере относится к компетенции Правительства Москвы.
Согласно указанному Закону города Москвы к полномочиям Правительства Москвы относятся распоряжение в рамках своих полномочий жилищным фондом города Москвы, предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по соответствующим видам договоров.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что принятие Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" от 14 июня 2006 года N 29 входило в компетенцию высшего законодательного (представительного) органа города Москвы - Московской городской Думы, а его подписание - в компетенцию Мэра Москвы, принятие постановления от 09 февраля 2010 г. N 104-ПП "Об утверждении Регламент подготовки, оформления и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы договора купли-продажи свободного жилого помещения в коммунальной квартире, находящегося в собственности города Москвы, договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности города Москвы" в компетенцию Правительства Москвы. Названный Закон города Москвы и постановление Правительства Москвы опубликованы в установленном порядке и приняты по предмету совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, в рамках которого город Москва вправе осуществлять правовое регулирование, соответствующее федеральному законодательству.
Согласно части 6 статьи 38 Закона города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.
Порядок реализации права на выкуп освободившейся комнаты в коммунальной квартире определяется утвержденным постановлением Правительства Москвы от 09.02.2010 N 104-ПП Регламентом подготовки, оформления и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы договора купли-продажи свободного жилого помещения в коммунальной квартире, находящегося в собственности города Москвы, договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности города Москвы (далее - Регламент).
Постановлением Правительства Москвы от 01.09.2015 N 560-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 09.02.2010 N 104-ПП" внесены изменения, касающиеся оспариваемых заявителями пунктов.
Согласно пункту 1.6 постановления Правительства Москвы от 01.09.2015 N 560-ПП оспариваемый заявителями пункт 3.6 Регламента утратил силу.
В соответствии с пунктом 1.7 постановления Правительства Москвы от 01.09.2015 N 560-ПП оспариваемый заявителями пункт 1.5 Регламента изменен, слова "со статьей 38 Закона N 29" заменены словами "с жилищным законодательством".
Таким образом, оспариваемый заявителем пункт 1.5 Регламента действует в следующей редакции: "при наличии нескольких претендентов на выкуп свободного жилого помещения приоритеты определяются в соответствии с жилищным законодательством".
Основным доводом заявителя о несоответствии ч. 6 статьи 38 Закона положениям части 3 статьи 59 Жилищного кодекса РФ, является отсутствие в оспариваемом положении закона города Москвы при предоставлении освободившейся жилой площади учета граждан, обеспеченных жилыми помещениями менее нормы предоставления.
С указанными доводами суд согласиться не может, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса Российской Федерации освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях (часть 1).
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (часть 2).
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" освободившаяся комната в коммунальной квартире предоставляется в пользование или приобретается в собственность проживающими в этой квартире нанимателями либо собственниками, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
При отсутствии в коммунальной квартире лиц, указанных в части 1 названной статьи, освободившаяся комната предоставляется в пользование по соответствующему договору найма либо предлагается для приобретения в собственность проживающим в этой квартире нанимателям либо собственникам, занимающим жилые помещения менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, проживающим в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет и не ухудшавшим свои жилищные условия более пяти лет (часть 2 статьи 38 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения").
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат (часть 6 статьи 38 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения").
Учитывая содержание вышеприведенных правовых норм и, исходя из буквального толкования данных статей, суд считает, что часть третья статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации нашла свое отражение в части второй статьи 38 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Отсутствие в части 6 статьи 38 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 указания о необходимости учета обеспеченности граждан жилым помещением менее нормы предоставления, не порождает противоречие указанных правовых норм, поскольку в случае применения в нормативном единстве Жилищного кодекса РФ, Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 с п. 1.5 Регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 104-ПП от 09.02.2010, предусматривающим порядок выкупа свободного жилого помещения в освободившейся коммунальной квартире, в силу которого "приоритеты определяются в соответствии с жилищным законодательством", состоящим из Жилищного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов и других нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации) при решении вопроса о предоставлении жилого помещения, освободившегося в коммунальной квартире, обеспеченных жилым помещением менее нормы предоставления, права граждан учитываются.
В этой связи доводы заявителей о нарушении их прав в связи с отсутствием в части 6 статьи 38 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 указания о необходимости учета обеспеченности граждан жилым помещением менее нормы предоставления, основаны на неверном толковании всей совокупности норм, предусмотренных статьей 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 38 Закона города Москвы и пункта 1.5 Регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы N104-ПП от 09.02.2010, которыми установлены такие критерии при предоставлении жилых помещений.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования пункта 6 статьи 38 Закона города Москвы N 29 и п. 1 5 Регламента, предусматривающие порядок приоритетного предоставления жилого помещения в коммунальной квартире, основаны на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, им не противоречат и не устанавливают, по мнению суда, отличного от статьи 59 ЖК РФ правового регулирования правоотношений по предоставлению гражданам освободившихся комнат в коммунальных квартирах.
Доводы заявителей о нарушении их прав при вынесении Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Распоряжения от 02.12.2013 г. о предоставлении Суховым и Гуревич свободного жилого помещения, и неправильном применении судами норм гражданского и жилищного законодательства при рассмотрении конкретного дела в Савеловском районном суде города Москвы и в вышестоящих судебных инстанциях не могут быть приняты судом во внимание, поскольку направлены на оспаривание судебных постановлений по конкретному делу, вступивших в законную силу.
Таким образом, оспариваемые часть 6 статьи 38 Закона города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и п. 1.5 Регламента подготовки, оформления и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы договора купли-продажи свободного жилого помещения в коммунальной квартире, находящегося в собственности города Москвы, договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 09 февраля 2010 г. N 104-ПП полностью соответствуют Жилищному кодексу Российской Федерации, а их сравнительный анализ с федеральными нормами приводит к выводу о том, что они не противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушают прав граждан и не уменьшают уровень их жилищных прав, в связи с чем, оснований для признания их недействующими и не подлежащими применению не имеется. К правоотношениям, возникшим при освобождении комнаты в коммунальной квартире, подлежат применению и нормы статьи 59 ЖК РФ, и нормы статьи 38 Закона города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", п. 1.5 Регламента, которые призваны дополнить нормы правового регулирования на уровне федерального законодательства исключительно в части определения иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины при подаче в суд настоящего заявления возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Сухова В.А., Суховой А.А. о признании недействующим ч. 6 ст. 38 Закона г.Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", п. 1.5 "Регламента подготовки, оформления и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы договора купли-продажи свободного жилого помещения в коммунальной квартире, находящегося в собственности города Москвы, договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 09 февраля 2010 г. N 104-ПП отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского
городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.