Судья Московского городского суда Исюк И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "Мосгаз" Васильченко В.А. на решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 28 октября 2015 года, которым постановление по делу об административном правонарушении N * от 06 июля 2015 года заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела экологического контроля ЮАО и ЮВАО Смирновой Г.И. о привлечении ОАО "Мосгаз" к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях" с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей было оставлено без изменения, жалоба защитника ОАО "Мосгаз" Васильченко В.А., - без удовлетворения,
установил:
Защитник ОАО "Мосгаз" Васильченко В.А. обратился в Чертановский районный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления постановление N * от 06 июля 2015 года заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела экологического контроля ЮАО и ЮВАО Смирновой Г.И. о привлечении ОАО "Мосгаз" к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях" с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 00 рублей.
Решением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 28 октября 2015 года в удовлетворении жалобы защитника ОАО "Мосгаз" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, защитник ОАО "Мосгаз" обратился с жалобой в Московский городской суд, в которой просит постановление должностного лица, а также решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
В заседании суда второй инстанции защитник ОАО "Мосгаз" доводы апелляционной жалобы поддержал, изложил свою позицию, указанную в жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении жалобы и отмене постановленного административным органом акта о привлечении ОАО "Мосгаз" к административной ответственности по ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях".
Проверив и изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив жалобу, выслушав защитника, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении N * от 06 июля 2015 года, а также решения судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 28 октября 2015 года в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, 27 марта 2015 года на основании постановления Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП "О функционировании Единой системы экологического мониторинга" ГПБУ "Мосэкомониторинг" проводился инструментальный мониторинг шумового воздействия на жилую застройку - дом N 1 кор.1 по Нахимовскому проспекту г. Москвы, прилегающую к строительной площадке, расположенной на территории проезжей части в непосредственной близости к жилому дому по указанному выше адресу, где ОАО "Мосгаз" проводились работы по прокладке газопровода для подключения газопотребляющего оборудования к сетям газоснабжения ОАО "Мосгаз".
Протоколом проведения измерений уровня шума N 218 от 27 марта 2015 года ГПБУ "Мосэкомониторинг" в период с 02 часов 30 минут до 03 часов 35 минут 27 марта 2015 года установлено, что при осуществлении работ по строительству с использованием оборудования ОАО "Мосгаз" на строительной площадке, прилегающей к жилому дому N 1 кор.1 по Нахимовскому проспекту г. Москвы, зафиксировано превышение нормативов допустимого уровня шума. Шум строительных работ субъективно прослушивался во всех контрольных точках.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ОАО "Мосгаз" с участием действующего на основании доверенности от 31 декабря 2014 года представителя ОАО "Мосгаз" Васильченко В.А. протокола N * от 15 июня 2015 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях".
Оспариваемым постановлением юридическое лицо ОАО "Мосгаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Постановление вынесено с участием защитника ОАО "Мосгаз" Васильченко В.А.
Данные обстоятельства явились основанием для обжалования защитником ОАО "Мосгаз" Васильченко В.А. постановления Департамента природопользования и окружающей среды города Москвы в Чертановский районный суд г. Москвы.
Принимая обжалуемое решение, судья Чертановского районного суда правильно пришел к выводу о наличии в действиях АО "Мосгаз" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях".
В соответствии со ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях" нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Указанная норма является бланкетной, предусматривает нарушение конкретных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими режим осуществления подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время.
Согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В силу ч. 2 ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий.
В соответствии с ч. 3 ст.55 указанного выше закона запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.
Согласно п. 5.17.6 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП, производство работ в ночное время суток разрешается при выполнении следующих условий: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Производство работ в ночное время суток (с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.) оформляется распоряжением префекта административного округа по согласованию с главой районной управы, органами Госсанэпиднадзора, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и ОАТИ города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП "О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга" Департаментом ведется регулярная работа по мониторингу уровня шума на территориях города Москвы, прилегающих к строительным площадкам.
Ведение мониторинга шумового воздействия по жалобам жителей, в том числе, проведение измерения (контроль) уровней шума, в ночное время на территориях, прилегающих к строительным площадкам, в соответствии с приказом руководителя Департамента от 09.07.2007 N 87 осуществляет ГПБУ "Мосэкомониторинг".
На основании п. 2 постановления Правительства Москвы от 24.06.2003 N 480-ПП "О предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы" экологическая информация и иные данные, выдаваемые ГПУ "Мосэкомониторинг" как на бумажных, так и на магнитных носителях, в дополнительных проверках и удостоверениях не нуждаются.
Указанные проверки проводятся без уведомления проверяемого юридического лица, а, в случае выявления совершенного правонарушения, Департамент, в пределах своей компетенции, привлекает к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений в области охраны окружающей среды.
Факт превышения нормативов допустимого уровня шума подтвержден протоколом проведения измерений уровня шума ГПБУ "Мосэкомониторинг" N* от 27 марта 2015 года, которым установлено, что в период с 02 часов 30 минут до 03 часов 35 минут 27 марта 2015 года по результатам измерений уровней шума на территории, непосредственно прилегающей к жилому дому *, в зафиксировано превышение нормативов допустимых уровней шума, которое было обусловлено работой оборудования ОАО "Мосгаз", расположенного на территории строительной площадки, что является нарушением п. 5.17.6 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП.
ОАО "Мосгаз", выполняя функцию подрядной организации и являясь надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения, обязано соблюдать требования, установленные правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время.
Полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях".
Вопреки доводам жалобы оснований ставить под сомнения данные протокола о проведении измерения уровней шума, с учетом вышеприведенных нормативных актов (в том числе п. 2 постановления Правительства Москвы от 24.06.2003 N 480-ПП "О предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы"), а также вывод уполномоченного должностного лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы об источнике шума, основанный на на данном исследовании, у суда не имеется.
С учетом положений ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае ЗАО " Мосгаз" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Законом г. Москвы от 21.11.2007 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам ОАО " Мосгаз" не приведено.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, полно и всесторонне установив обстоятельства дела и правильно применив нормы материального и процессуального права, судья Чертановского районного суда г. Москвы пришел к обоснованному выводу о доказанности административным органом состава вмененного ОАО "Мосгаз" административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях".
Приведенные в жалобе доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального права не установлено. Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях".
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 28 октября 2015 года, постановление N * от 06 июля 2015 года заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды начальника отдела экологического контроля ЮАО и ЮВАО Смирновой Г.И. о привлечении ОАО "Мосгаз" к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях" с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу защитника ОАО "Мосгаз" Васильченко В.А., - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.В.Исюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.