Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Есенали У.Н. на постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 30 октября 2015 года, которым Есенали У.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
установил:
29 октября 2015 г. в отношении гражданина Республики К*** Есенали У.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Черемушкинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с названным постановлением судьи, Есенали У.Н. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснования жалобы указывает на то, что постановление принято без учета фактических обстоятельств дела, вина Есенали У.Н. не доказана.
В судебном заседании Есенали У.Н. и его защитник Ц***А.В. жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержали в полном объеме.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав Есенали У.Н. и его защитника Ц***А.В., не усматриваю оснований для отмены постановления судьи, считаю постановление подлежащим изменению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Частью 3 ст. 18.8 КоАП РФ установлено, что нарушения, предусмотренные чч. 1, 1.1 и 2 указанной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как установлено судьей районного суда, 29 октября 2015 г. в 21 час. 26 мин. по адресу: г. Москва, *** в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД по району К***г. Москвы выявлен гражданин Республики К***Есенали У.Н., *** года рождения, который въехав 18 мая 2015 г. на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, уклонился от выезда с территории Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания иностранного гражданина на территории РФ (15 августа 2015 г.), чем нарушил требование п.2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Есенали У.Н. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции ОМВД России по району Коньково г. Москвы; справкой проверки по базе данных УФМС РФ по г. Москве; объяснениями Есенали У.Н.; сведениями АС ЦБДУИГ; копией паспорта Есенали У.Н.; копией отрывной части к бланку уведомления о прибытии; копией миграционной карты Есенали У.Н.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Есенали У.Н. по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ судьей квалифицированы правильно, обстоятельства правонарушения установлены верно.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом, срок пребывания Есенали У.Н. истек 15 августа 2015г.
Из представленной копии трудового договора, усматривается, что трудовой договор от 05 октября 2015 был заключен после окончания срока пребывания Елсенали У.Н. в Российской Федерации.
Таким образом, Есенали У.Н. в период с 15 августа 2015г. по 05 октября 2015г. на территории Российской Федерации находился незаконно.
Вместе с тем при вынесении постановления о назначении Есенали У.Н. административного наказания судьей районного суда в нарушение требований ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ положения ч. 2 ст. 4.1 данного Кодекса, учтены не были, фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, правовой оценки не получили.
Санкция ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Положения ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливают, что законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
23 декабря 2014 года подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В соответствии с ч.1 ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Как указал в своей жалобе заявитель, он осуществляет в Российской Федерации трудовую деятельность.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение.
Есенали У.Н. представлен трудовой договор N***, заключенный с ООО "***" от 05 октября 2015 г. на неопределенный срок, справка из данного общества, согласно которой Есенали У.Н. работает в ООО "***" с 05 октября 2015 г. по настоящее время в должности кондитера первого разряда, справка 2-НДФЛ, из которых усматривается, что Есенали У.Н. осуществляет трудовую деятельность в указанной организации. Представил также страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
При таких обстоятельствах, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, необходимость применения к гражданину К***Республики Есенали У.Н. столь суровой меры ответственности в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов противоречит принципу гуманизма и требованиям международных норм.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, считаю возможным изменить постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 30 октября 2015 г. в части назначенного Есенали У.Н. административного наказания, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил
постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 30 октября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики К***Есенали У.Н., ***года рождения, изменить: исключить из него указание о назначении Есенали У.Н. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальном постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 30 октября 2015 года оставить без изменения, жалобу Есенали У.Н. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.