Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Шелл Нефть" Марусиной И.В. на решение судьи Люблинского районного суда Москвы от 29 октября 2015 года, которым
постановление N *** старшего государственного инспектора Москвы управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы *** от 23 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Шелл Нефть" оставлено без изменения, жалоба защитника - без удовлетворения,
установил:
Постановлением N *** старшего государственного инспектора Москвы управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы от 23 июня 2015 года ООО "Шелл Нефть" признано виновным по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному штрафу в размере *** рублей.
Защитник ООО "Шелл Нефть" Марусина И.В. обратилась с жалобой на вышеуказанное постановление в Люблинский районный суд г.Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Шелл Нефть" Марусина И.В. не оспаривая существо правонарушения просит постановление должностного лица и решения судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку нарушен порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку проверка соблюдения экологических требований проводилось неуполномоченным органом - Росприроднадзором по Москве, тогда как в отношении юридического лица должен осуществляться федеральный государственный экологический надзор.
В судебное заседание защитник ООО "Шелл Нефть" Айкереков М.М. явился, поддержал доводы жалобы в полном объеме, настаивая на отмене вышеуказанных актов.
Старший государственный инспектор Москвы в области охраны окружающей среды *** возражал против удовлетворения жалобы, считая постановление законным и обоснованным, пояснив, что Росприроднадзор является уполномоченным органом субъекта РФ на осуществление проверок с целью соблюдения экологических требований в городе Москве, в том числе по объекту - АЗС на ул.***.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника ООО "Шелл Нефть" Айкерекова М.М., должностное лицо Росприроднадзора, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст.19 Федерального закона РФ N 96-ФЗ от 04.05.99 "Об охране атмосферного воздуха", в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Согласно положениям п.2 ст.39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Из материалов дела следует, что в ходе внеплановой выездной проверки 7 мая 2015 года с 12.00 до 13.00 часов, ООО "Шелл Нефть", в нарушение ст.19 Федерального закона РФ N 96-ФЗ от 04.05.99 "Об охране атмосферного воздуха", ст.ст.34, 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на АЗС ООО "Шелл Нефть" по адресу: Москва, ***, при получении прогнозов неблагоприятных метерологических условий осуществляет мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не согласованные с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление регионального государственного экологического надзора - Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Шелл Нефть" подтверждена: протоколом N *** об административном правонарушении от 10.06.2015, данный протокол и обжалуемое постановление вынесено полномочным органом в порядке ч. 1 ст. 28.3 и ст. 23.29 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден в соответствии со ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении; проектом нормативов ПДВ в атмосферу АЗС N *** по указанному адресу; разрешением *** от 18 июля 2014 года на выброс вредных веществ в атмосферу; утвержденными нормативами веществ по конкретным источникам и веществам; планом графиком контроля за соблюдением данных нормативов; справкой от 19 марта 2014 года; планом мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ; журналом для записи предупреждений (оповещений) при наступлении неблагоприятных метеоусловий и принятых мерах по сокращению выбросов (для АЗС N***, ***); сводным отчетом по форме 2-ТП (воздух) за 2014 и пояснительной запиской к нему; актом проверки от 20.05.2015 N ***; распоряжением N*** от 14.01.2015 о проведении плановой выездной проверки ООО "Шелл Нефть", учредительными документами юридического лица.
Исходя из конкретных обстоятельств по делу и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка, должностное лицо и судья пришли к правомерному выводу о том, что в действиях ООО "Шелл Нефть" имеется состав вмененного правонарушения по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела, изложенных выше доказательств, ясно видно, что ООО "Шелл Нефть" в вышеуказанные время и месте нарушило экологические требования, осуществляя мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не согласованные с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Таким образом, действия ООО "Шелл Нефть" по ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях квалифицированы правомерно.
Довод жалобы о том, что проверка проводилось и постановление о назначении административного наказания вынесено неуполномоченным органом, которым не является органом федерального государственного экологического надзора, не влечет отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку основан на субъективной трактовке законодательства в свою пользу, так как ст.19 Федерального закона РФ N 96-ФЗ от 04.05.99 "Об охране атмосферного воздуха" прямо предусмотрено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, которым в Москве является Департамент природопользования и охраны окружающей среды.
Судья районного суда, отказывая в удовлетворении жалобы, правомерно учел, что ООО "Шелл Нефть" не входит в Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Москвы и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденному Приказов МПР РФ от 09.09.2010 N 379.
Положения п.3 ст.65 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которым государственный экологический надзор юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность с использованием объектов, один из которых подлежит федеральному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - исключены с 01 января 2015 года.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды к тому же осуществляет свою деятельность на основании Соглашения от 21 марта 2014 года между Федеральной службой РФ по надзору в сфере природопользования и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды.
Таким образом, проверка по несоблюдению экологических требований, проведенная на основании распоряжения N*** от 14.01.2015 и постановление о назначении административного наказания вынесено надлежащим должностным лицом уполномоченного органа государственного надзора в рамках своих полномочий.
Иные доводы поданной жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенных актов.
Требование о признании выданного предписания N *** от 23 июня 2015 года незаконным, не подлежит рассмотрению в рамках административного дела, так как подлежит рассмотрению в ином судебном порядке.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Административное наказание назначено должностным лицом административного органа справедливое, в пределах санкции ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушений и положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение вынесенного постановления должностного лица и решения судьи районного суда, по делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,
решил:
постановление N *** старшего государственного инспектора Москвы управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы от 23 июня 2015 года, решение судьи Люблинского районного суда Москвы от 29 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Шелл Нефть" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Шелл Нефть" Марусиной И.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В.Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.