Решение Московского городского суда от 22 декабря 2015 г. N 7-14097/15
Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" А.В.Быковского на постановление Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 06 ноября 2015 г. которым постановлено:
Признать Государственное бюджетное учреждение город Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
установил:
02 июня 2015 года в адрес Мосгорнаследия поступило заявление от ООО "Телта-Рапид" по факту сноса части объекта культурного наследия регионального значения "Главный дом городской усадьбы, середина XIX в.". расположенного по адресу: ул. **** . Объект принят под государственную охрану в качестве выявленного памятника архитектуры протоколом архитектурной секции от 22 февраля 1995 года N 55 Экспертной комиссии по вновь выявленным памятникам истории и культуры при УГК ОИП г. Москвы. Приказом Могсорнаследия от 8 апреля 2015 года N 39. объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в качестве объекта культурном" наследия регионального значения. Указанным приказом утверждены границы территории Объекта.
Правообладателем Объекта является ООО "Телта-Рапид" на основании свидетельства о государственной регистрации права от 20 июля 2011 года N **** , а также договора аренды с учетным номером Департамента городского имущества города Москвы от 9 апреля 2003 года N **** (ранее охранно-арендный договор от 01 января 2003 года N **** ) и дополнительного соглашения к нему от 17 марта 2010 года.
Согласно акту Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о подтверждении пресечения незаконного использования земельного участка от 25 мая 2015 года N **** установлено, что с тыльной стороны объекта демонтирована пристройка, площадью 20 кв. метра.
Согласно протокола об административном правонарушении N **** от 15 сентября 2015 года, составленного Департаментом культурного наследия г. Москвы, ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО", 23 мая 2015 года, по адресу: г. Москва, **** , без согласования проектной и разрешительной документации с государственным органом охраны объекта культурного наследия, демонтировало пристройку, площадью 20 кв.м.. установленную с тыльной стороны "Главного дома городской усадьбы, середины XIX века", принятого под государственную охрану, в качестве выявленного памятника архитектуры, на основании протокола архитектурной секции от 22 февраля 1995 года N 55 Экспертной комиссии по вновь выявленным памятникам истории и культуры наследия (Памятников истории и культуры народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значении) и Приказа Мосгорнаследия от 08 апреля 2015 года N 39, чем нарушило требования сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия. то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч, 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" по доверенности Королева Т.Н. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, оспорила, просила производство по делу прекратить.
Представители Мосгорнаследия по доверенности Налбандян А.О. и Круглов С.К., в судебном заседании суда первой инстанции пояснили, что в данном случае, при демонтаже пристройки необходимо было получение разрешительной документации от Мосгорнаследия.
Административный материал направлен в суд для разрешения вопроса о применении санкции за данное административное правонарушение.
Замоскворецким районным судом г.Москвы постановлено изложенное выше постановление, об отмене которого просит по доводами жалобы законный представитель Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" А.В.Быковский.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" не явился, хотя извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайства об отложении слушания не заявлял, в связи с чем жалобы рассмотрена в отсутствие заявителя.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения свидетеля Серебренниковой С.А. - зам.начальника Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия г.Москвы, пояснившей, что в данном случае, при демонтаже пристройки не было получение разрешительной документации от Мосгорнаследия, проверив доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены постановления суда первой инстанции.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
Как следует из ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурною наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственно! о надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 годаN 73-ФЗ, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия" (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 154-ПП "Об утверждении Положении о Департаменте культурного наследия города Москвы", Мосгорнаследие в установленном порядке применяет предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
В соответствии с п. 2.5 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2011 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечении) незаконного (нецелевого) использования земельных участков", префектуры административных округов города Москвы в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного постановления обеспечивают с привлечением государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы, либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия пpaвo на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, освобождение земельных участков, указанных в пункте 1.3 указанного постановления, в том числе путем демонтажа конструкций, вывоза с земельного участка соответствующего имущества на специализированную площадку.
Судьей установлено, что согласно представленным материалам, в соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2011 года N 819-ПП префектурой Центрального административного округа города Москвы, на основании акта Госинспекции по недвижимости от 19 февраля 2014 года, дано поручение управе района Замоскворечье и ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО", организовать работы по демонтажу (сносу) пристройки. Пристройка демонтирована 23 мая 2015 года, что подтверждается актом Госинспекции по недвижимости от 25 мая 2015 года N **** .
Из акта комиссии от 23 мая 2015 года подтверждающего демонтаж части объекта следует, что демонтаж произведен ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" и что Проектная документация на проведение указанных работ Мосгорнаследием, не согласовывалась, разрешение на демонтаж части объекта Мосгорнаследием, не выдавалось. Выявленные обстоятельства послужили основанием к возбуждению Мосгорнаследием 16 июля 2015 года дела об административном правонарушении N **** . в отношении ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО", по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Факт, что демонтаж произведен ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" и что Проектная документация на проведение указанных работ Мосгорнаследием, не согласовывалась, разрешение на демонтаж части объекта Мосгорнаследием, не выдавалось, подтверждается: копией письма Госинспекции по недвижимости от 13 апреля 2015 года N **** , копия факсограммы Префектуры ЦАО г. Москвы от 22 мая 2015 года, копией письма управы района Замоскворечье города Москвы от 22 мая 2015 года N **** , копией письма управы района Замоскворечье города Москвы в адрес ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО", копией письма управы района Замоскворечье города Москвы, от 23 мая 2015 года, копией письма Госинспекции по недвижимости от 28 мая 2015 года, копией акта от 23 мая 2015 года, копией должностной инструкции начальника отдела демонтажа и сноса, пояснительной запиской начальника отдела демонтажа и сноса Д.А.Овечкина от 16 июля 2015 года.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу, что демонтаж произведен ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" и что Проектная документация на проведение указанных работ Мосгорнаследием, не согласовывалась, разрешение на демонтаж части объекта Мосгорнаследием, не выдавалось
Вместе с тем, нахожу ошибочным вывод судьи, о том, что ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, ответственность лиц наступает при нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны совершенные в отношении объектов культурного наследия или на их территориях.
В данном случае действия ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" следовало квалифицировать по ст.7.14 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Поскольку санкция административного наказания назначенного судом ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ соответствует санкции ст.7.14 КоАП РФ, учитывая вышеизложенное, нахожу, что Постановление Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 06 ноября 2015 г. по делу об административном правонарушении в отношении ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" следует изменить и переквалифицировать совершенное административное правонарушение с ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, на ст. 7.14 КоАП РФ, а в остальной части постановление судьи оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Довод жалобы, о том, что ГБУ "Автомобильные дороги "ЦАО" не являются ни арендаторами, ни собственниками снесенного помещения и не могут отвечать за сохранение объекта культурного наследия, не может служить основанием для отмены постановления судьи, поскольку административное правонарушение переквалифицировано со ст.7.13 КоАП РФ на ст.7.14 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 06 ноября 2015 г. по делу об административном правонарушении в отношении ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" изменить, переквалифицировать совершенное административное правонарушение с ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, на ст. 7.14 КоАП РФ, в остальной части постановление судьи оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.