Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ОА "Объединение "Ингеоком" У*** А.С. на решение судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2015 г., которым оставлено без изменения постановление заместителя главного государственного инспектора управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы В*** Е.В. от 24 марта 2015 г. N *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, в отношении ЗАО "Объединение "Ингеоком",
установил:
постановлением главного государственного инспектора управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы В*** Е.В. от 24 марта 2015 г. N **** ЗАО "Объединение "Ингеоком" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 руб.
Решением судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2015 г. названное выше постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, законный председатель ОА "Объединение "Ингеоком" У*** А.С. просит об отмене состоявшегося по делу постановления должностного лица, решения судьи. В обоснование жалобы ссылается на то, что общество не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте проводимой проверки, субъектом вмененного административного правонарушения не является.
В судебном заседании законный представитель ОА "Объединение "Ингеоком" У*** А.С. жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержал в полном объеме.
Представитель департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы К*** К.И. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав законного представителя заявителя У*** А.С., представителя департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы К*** К.И., прихожу к выводу о том, что решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению.
Статьей 4.46 КоАП г. Москвы установлено, что нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, за исключением случаев, предусмотренных ст. 4.50 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч. 1). Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства (ч. 3).
Из положений ст. 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ следует, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды (ч. 1). При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3).
В силу ст. 2 Закона г. Москвы от 12 июля 2002 г. N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в г. Москвы" к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время с 23 часов до 7 часов на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве, относятся в том числе: производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;
Согласно п. 5.17.6 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве (далее - Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве), утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07 декабря 2004 г. N 857-ПП, производство работ в ночное время суток разрешается при выполнении следующих условий: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
В соответствии с п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства. В таблице 3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки.
Пункт 9 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определяет допустимые уровни звука с 23 ч до 7 ч на территориях непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам.
Как усматривается из материалов настоящего дела, 04 декабря 2014 г. ЗАО "Объединение "Ингеоком" в нарушение требований ст. 11, 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, ст. 2 названного Закона г. Москвы, п. 5.17.6 Правил подготовки и производства земляных работ, по поручению департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы в ночное при производстве строительства вентиляционного ствола "Третьего пересадочного контура Московского метрополитена от ст. "Деловой центр" до ст. "Нижняя Масловка" перегон от ст. "Хорошевская" до ст. "Шелепиха" на территории непосредственно прилегающей к жилому дому по адресу: *** в связи с работой оборудования на строительной площадке допустило превышение нормативов допустимого уровня шума на 18 дБА по эквивалентному уровню звука, а также в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 Гц.
Действия ЗАО "Объединение "Ингеоком" квалифицированы по ст. 4.46 КоАП г. Москвы.
Указанные обстоятельства объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: определением о рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д. 49-50); протоколом об административном правонарушении (л.д. 52-55); уведомлениями (л.д. 57-62); определениями об истребовании сведений (л.д. 65-74, 76-81); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 82-84); актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований (л.д. 85-87); фототаблицей (л.д. 88-90); протоколом проведения измерений уровня шума N 903 от 05 декабря 2014 г. (л.д. 92-94); ордерами на производство земельных работ, обустройство и содержание строительной площадки, с графиками (л.д. 133, 188-196); графиком работ на сооружение Третьего пересадочного котруда Московского метрополитена от ст. "Деловой центр" до ст. "Нижняя Масловка" стройплощадка N 20 (л.д. 134-136); актом приема-передачи строительной площадки (л.д. 137-138); разрешением на строительство (л.д. 139-140); договором строительного подряда (л.д. 141-160); контрактом на выполнение подрядных работ (л.д. 163-183); разрешением на строительство (л.д. 196-197).
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что обществом предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана.
При этом утверждение заявителя о том, что ЗАО "Объединение "Ингеоком" не является субъектом вмененного административного правонарушения, свидетельствует об ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривалось, что ЗАО "Объединение "Ингеоком" является подрядной организацией по строительству "Третьего пересадочного контура от ст. "деловой Центр" до ст. "Нижняя Масловка", в том числе на территории непосредственно прилегающей к жилому дому по адресу: ***
Согласно пп. 1.2, 8.4 Контракта на выполнение подрядных работ от 16 сентября 2011 г. N 11-1001 СМР ЗАО "Объединение "Ингеоком" приняло на себя обязательства по выполнению названных строительных работ в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе по обеспечению в ходе строительства объекта выполнение на строительной площадке мероприятий по экологической безопасности, охране окружающей среды.
Согласно ст. 421 ГК РФ юридическое лицо, осуществляя предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и вступая в договорные отношения, должно предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий. Являясь субъектом гражданских правоотношений, заявитель обязан не только знать нормы гражданского законодательства, но и обеспечить соблюдение этих норм.
Статьей 751 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Таким образом, допущенное заявителем нарушение образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г. Москвы.
С учетом изложенного, судья районного суда пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Вопреки доводу жалобы измерения уровня шума проведены в отсутствие представителя общества в соответствии с требованиями постановления Правительства г. Москвы от 08 ноября 2005 г. N 866-ПП "О функционировании Единой системы экологическое, мониторинга г. Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга".
На основании данного постановления Департаментом ведется регулярная работа по мониторингу уровня шума на территории г. Москвы.
Документарная проверка не проводилась, а проведение указанных мероприятий по экологическому мониторингу произведено на участке общего пользования с адресным ориентиром: ***, имеющим свободный доступ.
Таким образом, проведение замеров уровня шума не требовало соблюдение п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. " 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и непосредственного взаимодействия административного органа с ЗАО "Объединение "Ингеоком".
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности общества в совершении административного правонарушения.
Административное наказание ЗАО "Объединение "Ингеоком" назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 4.46 КоАП г. Москвы.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы В*** Е.В. от 24 марта 2015 г. N *** решение судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, в отношении ЗАО "Объединение "Ингеоком", оставить без изменения, жалобу законного представителя ОА "Объединение "Ингеоком" У*** А.С. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.