Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Лимоновой Л.Ф.,
судей Ильиной О.В.,
Кайгородовой Е.В.
при секретаре судебного заседания Каломасовой Л.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осипкина К.В. к администрации городского округа Верхняя Пышма, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области
"Фонд жилищного строительства" о возложении обязанности разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, осуществить действия по регистрации жилого помещения в собственность Свердловской области, передать его в муниципальную собственность городского округа Верхняя Пышма для последующего предоставления по договору социального найма по апелляционным жалобам ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" и третьего лица Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 30.09.2015.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., объяснения истца Осипкина К.В., его представителя К.Н.П., представителя ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" Г.Е.В., судебная коллегия
установила:
Осипкин К.В. обратился в суд с иском к администрации городского округа Верхняя Пышма, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд жилищного строительства) о возложении обязанности разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, осуществить действия по регистрации жилого помещения в собственность Свердловской области, передать его в муниципальную собственность городского округа Верхняя Пышма для последующего предоставления по договору социального найма. В обоснование заявленных требований истец указал, что он является ветераном боевых действий, постановлением главы муниципального образования "Верхняя Пышма" от ... поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом семьи один человек и включен в первоочередной список, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 30.09.2015 исковые требования Осипкина К.В. удовлетворены. На Фонд жилищного строительства возложена обязанность в срок до ... разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для Осипкина К.В. за счет средств бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий год не ниже установленных социальных норм; осуществить действия по регистрации жилого помещения для истца в собственность Свердловской области, передать в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы, необходимые для зачисления жилого помещения, построенного для Осипкина К.В., в казну Свердловской области. На Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области возложена обязанность в срок до ... в течение семи рабочих дней от даты передачи Фондом жилищного строительства документов, необходимых для зачисления построенного (приобретенного) для Осипкина К.В. жилого помещения в казну Свердловской области, безвозмездно передать его в муниципальную собственность городского округа Верхняя Пышма для последующего предоставления жилья истцу по договору социального найма. На администрацию городского округа Верхняя Пышма возложена обязанность в срок до ... заключить с Осипкиным К.В. договор социального найма жилого помещения.
В апелляционной жалобе ответчик Фонд жилищного строительства просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права. В обоснование жалобы указано, что право истца на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не нарушено, поскольку такое обеспечение осуществляется по мере финансирования, в порядке очередности среди других лиц аналогичной льготной категории, исходя из времени принятия на соответствующий учет. Доказательств наличия у Осипкина К.В. права на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма не представлено.
С решением не согласилось также третье лицо Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, принесло на него апелляционную жалобу, в которой по аналогичным основаниям просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое об отказе в удовлетворении иска.
На доводы апелляционных жалоб истцом принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, доводы жалоб - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Фонда жилищного строительства доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец и его представитель в судебном заседании возражали против доводов апелляционных жалоб, просили решение суда оставить без изменения.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика Фонда жилищного строительства, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно удостоверению, выданному N, Осипкин К.В. имеет право на льготы, установленные в п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Жилых помещений ни на праве собственности, ни на условиях социального найма не имеет.
Судом установлено, что Осипкин К.В. с ( / / ) в администрации городского округа Верхняя Пышма состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, в общем списке граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в обеспечении жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставших на учет до 01.01.2005, в форме предоставления единовременной денежной выплаты по состоянию на 01.01.2015 находится под номером ... , в общем списке ветеранов и инвалидов Свердловской области, сформированным Фондом жилищного строительства, - под номером ...
Суд первой инстанции, руководствуясь пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О Порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", учитывая, что Осипкин К.В. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях до 2005 года, его право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовано, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, удовлетворив их полностью.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается, так как они постановлены с неправильным применением норм материального права.
Как следует из заявленных исковых требований, их основанием являются следующие обстоятельства: наличие у Осипкина К.В. статуса ветерана боевых действий и его постановка на учет нуждающихся в жилых помещения до 01.01.2005, какие-либо иные основания не указаны.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено п.п. 1, 2, 6 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Свердловской области от N утвержден Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Порядок обеспечения жильем).
Право на обеспечение жильем за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, имеют, в том числе, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, - ветераны боевых действий, вставшие на учет до 01.01.2005.
Согласно п.п. 3 и 4 Порядка обеспечения жильем, формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Указанные списки формируются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 6 Порядка обеспечения жильем, меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов реализуются в форме предоставления по договорам социального найма жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, либо в форме предоставления единовременных денежных выплат за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений.
В соответствии с п. 7 Порядка обеспечения жильем, предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации. В случае нарушения настоящего Порядка действия ответственных должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Таким образом, из положений Порядка обеспечения жильем следует, что обеспечение жильем ветеранов боевых действий осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты постановки на учет.
Обеспечение жилым помещением по указанным выше основаниям во внеочередном порядке действующим законодательством не предусмотрено. Осипкиным К.В. фактически заявлены требования об обеспечении его жилым помещением на условиях договора социального найма во внеочередном порядке, так как решение суда об обеспечении гражданина таким жилым помещением подлежит исполнению сразу после его вступления в законную силу.
При этом судебная коллегия учитывает, что право Осипкина К.В. на обеспечение жилым помещением никем из ответчиков не оспаривается, истец состоит в льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, какие-либо жилищные права Осипкина К.В., учитывая необходимость соблюдения установленного законом порядка обеспечения жилыми помещениями на условиях договора социального найма, не нарушены, а судебной защите в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит лишь нарушенное либо оспариваемое право.
Более того, из материалов дела следует, что Осипкин К.В. поставлен на учет в 2004 году, до него в очереди состоят граждане, имеющие такое же право, как и истец, на предоставление жилого помещения в соответствии с Порядком обеспечения жильем, но возникшее у них ранее, чем у истца.
При таких обстоятельствах, удовлетворение заявленных исковых требований об обеспечении жилым помещением приведет к нарушению прав других граждан, являющихся инвалидами и ветеранами, вставших на учет до 01.01.2005 ранее Осипкина К.В. При этом доводы о длительном непредоставлении жилого помещения правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, учитывая необходимость соблюдения определенного порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица обоснованны, решение суда первой инстанции подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 30.09.2015 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Осипкина Константина Владимировича к администрации городского округа Верхняя Пышма, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" о возложении обязанности разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, осуществить действия по регистрации жилого помещения в собственность Свердловской области, передать его в муниципальную собственность городского округа Верхняя Пышма для последующего предоставления по договору социального найма - отказать.
Председательствующий: Л.Ф. Лимонова
Судьи: О.В. Ильина
Е.В. Кайгородова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.