Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.,
судей Наконечной Е.В., Бичуковой И.Б.,
при секретаре Витко Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Первомайского района г. Владивостока к ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" о признании действий по начислению и сбору платежей за ведение регистрационного учета незаконными и возложении обязанности
по апелляционному представлению прокурора
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав мнение прокурора Комаровой О.Н., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
прокурор Первомайского района г. Владивостока обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с названным иском, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки о соблюдении жилищного законодательства в деятельности ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" установлено, что указанное общество является управляющей организацией многоквартирных домов N, N, N, N, N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес". На основании решений общих собраний собственников помещений указанных многоквартирных домов услуги по осуществлению регистрационного учета граждан оказывает МБУ "Учетно-регистрационный центр г. Владивостока". В квитанциях по оплате за коммунальную услугу "содержание и ремонт жилья" отдельной строкой производятся начисления за "регистрационный учет граждан". Взимание отдельной платы за выполнение этой функции прокурор полагает незаконным, так как осуществление данной функции возложено на управляющую компанию в силу закона. В ДД.ММ.ГГГГ. прокурор внес представление об устранении выявленных нарушений, однако, до настоящего времени оно не исполнено. В своих исковых требованиях прокурор просил суд (с учетом уточнений) признать незаконными действия ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" по начислению и сбору платежей за ведение регистрационного учета с жильцов домов N, N, N, N, N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес"; обязать ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" не допускать взимания платы с жильцов многоквартирных домов, находящихся на обслуживании управляющей организации за ведение регистрационного учета; обязать ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" возвратить собственникам помещений многоквартирных домов N, N, N, N, N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес" ежемесячных платежей в сумме ... руб. с одного жилого помещения в месяц за весь период незаконно взимания платы (то есть с ДД.ММ.ГГГГ.) по каждому лицевому счету по дату исполнения решения суда; обязать ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" возвратить собственникам помещений многоквартирного дома N по "адрес" ежемесячных платежей в сумме ... руб. с одного жилого помещения в месяц за весь период незаконно взимания платы (то есть с ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ., далее с ДД.ММ.ГГГГ.) по каждому лицевому счету по дату исполнения решения суда.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. МБУ "Учетно-регистрационный центр г. Владивостока" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске и уточнениях к нему.
Представитель ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" Маслов В.А. с исковыми требованиями не согласился, указав, что управляющая организация исполняет решения, принятые собственниками на общем собрании. Услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту жительства или пребывания в пределах Российской Федерации является государственной и оказывается территориальными органами ФМС России. МБУ "Учетно-регистрационный центр г. Владивостока" осуществляет организацию регистрационного учета граждан на основании договора, заключенного ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" во исполнение решения общего собрания. В статью "содержание жилья" стоимость данной услуги не включена. Денежные средства плательщиков за оказание услуги по регистрационному учету согласно распоряжению собственников перечислены подрядной организации.
Представитель МБУ "Учетно-регистрационный центр г. Владивостока", извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Разбирательство по делу проведено без его участия.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился прокурор, им подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. В обоснование представления изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в обоснование заявленных требований.
В возражениях на апелляционное представление представитель ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" Слаутенко А.В. просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционного представления и возражения на него, полагает, что решение суда подлежит отмене в части.
В силу ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" по начислению и сбору платежей за ведение регистрационного учета и о возложения на общество обязанности не допускать взимания платы с жильцов за ведение регистрационного учета суд исходил из того, что решения общих собраний о заключении договора на оказание услуг по регистрационному учету и установлении размера платы за эту услугу никем не оспорены и являются действующими, в связи с чем основания считать соответствующие действия управляющей организации неправомерными отсутствуют.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неверном применении норм материального права.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен "Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. N 713.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.
Также данным Постановлением утвержден Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, в п. 2 которого указаны уполномоченные лица управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
В п. 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 20.09.2007г. N 208 (действовавшего до 28.04.2013г.), также предусмотрено, что должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются уполномоченные лица управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Аналогичное положение содержится в п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012г. N 288 (действующего с 28.04.2013г).
Как видно из материалов дела ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" является управляющей организацией многоквартирных домов N, N, N, N, N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес", "адрес" по "адрес", N по "адрес", на основании договоров управления.
Во исполнение решений общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" заключены договора с МБУ "Учетно-регистрационный центр г. Владивостока" о предоставлении услуг по подготовке и оформлению документов для регистрационного учета граждан в органах регистрационного учета.
В квитанциях об оплате за коммунальную услугу "содержание и ремонт жилья", направляемых ответчиком, отдельной строкой производятся начисления за "ведение регистрационного учета" на каждый лицевой счет жилых помещений, находящихся в собственности.
Между тем, должностные лица ООО "Управляющая компания Фрунзенского района", ответственные за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрационным учетом граждан, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, в связи с чем прокурор правильно ставит вопрос о необоснованности взимания платы за соответствующую услугу.
Выполнение управляющей компанией вышеназванных действий в сфере регистрационного учета граждан относится к сфере административных функций, обеспечивает реализацию охраняемых законом прав и интересов граждан, надлежащее предоставление им соответствующей государственной услуги и в силу вышеприведенных требований действующего законодательства, в том числе, ст.3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не должно осуществляться на возмездной основе.
Решения общих собраний, на основании которых выставляется плата за оказание услуги по регистрационному учету, ничтожны, так как противоречат закону и нарушают публичные охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц. То обстоятельство, что эти решения не были обжалованы и отменены, само по себе не свидетельствует о правомерности оспариваемых прокурором действий управляющей компании и не препятствует признанию этих действий незаконными.
Поскольку решение суда в указанной части принято с нарушением норм материального права, что привело к неправильному разрешению спора, то судебная коллегия полагает необходимым отменить это решение и вынести по делу новое решение об удовлетворении иска в соответствующей части.
Оснований для отмены решения суда в остальной части (в части отказа в удовлетворении требований о возврате собственникам помещений многоквартирных домов внесенных ими платежей) не имеется, так как из существа этих требований видно, что они заявлены в интересах конкретных плательщиков, в то же время, наличие у прокурора процессуальных оснований для предъявления таких требований (ст.45 ГПК РФ) не подтверждено, указанные плательщики в качестве истцов не привлекались, доказательства того, за какие периоды, кем конкретно и в каком размере внесена плата, в суд не предоставлялись и судом не исследовались.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании действий по начислению и сбору платежей за ведение регистрационного учета незаконными и возложении обязанности не допускать взимания платы с жильцов многоквартирных домов за услугу регистрационного учета.
В этой части принять новое решение.
Признать незаконными действия ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" по начислению и сбору платежей за ведение регистрационного учета с жильцов домов N, N, N, N, N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес".
Обязать ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" не допускать взимания платы с жильцов многоквартирных домов, находящихся на обслуживании данной управляющей организации, за ведение регистрационного учета.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.