Приморский краевой суд в составе председательствующего судьи Украинской Т.И.,
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием прокурора Комаровой О.Н.,
представителей ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" Абрамовой Е.Г. и Васеева Ф.Н.,
представителя Думы города Владивостока Оноприенко В.Ю.,
представителя администрации города Владивостока Агаповой О.А.,
представителя департамента градостроительства Приморского края Мазурова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" об оспаривании Решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части,
УСТАНОВИЛ:
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. Муниципальный правовой акт опубликован в изданиях "Утро России" N 39 (4233) от 10 апреля 2010 г. и "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2) от 20 апреля 2010 г. В настоящее время Правила землепользования и застройки г. Владивостока действуют в редакции от 30 декабря 2014 г., с изменениями от 3 сентября 2015 г.
Статьей 18 Правил определен состав карты градостроительного зонирования. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 18 к частям карты отнесена "Карта зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое". На данной карте, являющейся приложением к Решению Думы, обозначены границы зон округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива.
ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного Решения "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления границ второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на "Карте зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое", указав, что является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами N и N в районе "адрес" и "адрес", на которых размещены объекты промышленного производства. Несмотря на нахождение участка с кадастровым номером N в территориальной зоне "производственно-коммерческая зона (П-5)", а участка с кадастровым номером N - в территориальной зоне "зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4)", на "Карте зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое" оба участка отнесены к второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны, что нарушает права административного истца на развитие производства и расширение действующих промышленных объектов.
По мнению административного истца, Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части установления зон округа санитарной охраны курортной зоны на "Карте зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое" противоречат требованиям части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, статье 56 Земельного кодекса РФ, статьям 30, 34, 35, 36 Градостроительного кодекса РФ, а также абзацу 10 статьи 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Указанное противоречие выражается в том, что, по мнению заявителя, в силу пункта 1 статьи 59 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и абзаца 10 части 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курортная зона г. Владивостока в составе всех трех округов санитарной охраны должна быть расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха ОО-4. Территориальные производственные зоны П-4 и П-5, к которым отнесены земельные участки Общества, расположены за пределами курортной зоны г. Владивостока. Устанавливая границы второго округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, Дума действовала с превышением своей компетенции. Границы курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива, установленные Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 г. N 458, носят условный характер, что делает невозможным соотнесение границ, описанных в Постановлении, с местностью, в связи с чем перед принятием Правил землепользования и застройки администрация города и департамент градостроительства, готовившие его проект, должны были провести работу по уточнению границ курортной зоны на местности.
В судебном заседании административный истец уточнил исковые требования и просил признать Решение "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" от 7 апреля 2010 г. N 462 в части установления границы второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на карте подпункта 4 пункта 1 статьи 18 Правил землепользования и застройки - "Карта зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N не соответствующим закону и недействующим в указанной части с момента принятия.
Представитель Думы города Владивостока с административным исковым заявлением не согласился, пояснив, что границы второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 г. N 458 и на Карте зон с особыми условиями использования зафиксированы в соответствии с данным Постановлением.
Представители администрации города Владивостока и департамента градостроительства Приморского края, привлеченные судом в качестве заинтересованных лиц по ходатайству административного ответчика, также с заявлением не согласились.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении требований отказать, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия".
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеративным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
Пунктом 3 части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности отнесено утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки, ух утверждения и внесения в них изменений установлен статьями 30-35 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах (часть 5 этой же статьи).
В силу части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (ред. от 28 декабря 2013 г.) курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти (абзац 5); округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района) (абзац 10).
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 16 этого же Федерального закона природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Из статьи 96 Земельного кодекса РФ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) следует, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 г. N 11 и пункту 2 Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" курортная зона г. Владивостока на побережье Амурского залива относится к курортам, имеющим федеральное значение.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 г. N 458 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива и курорта Вешенский в Ростовской области" установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива (Приложение 1). Раздел I к Постановлению содержит описание границы указанного округа санитарной охраны курортной зоны, раздел II закрепляет границы I зоны округа (зона строгого режима), раздел III устанавливает границы II зоны округа (зона ограничений), раздел IV определяет, что границы III зоны округа (зона наблюдений) совпадают с границами округа санитарной охраны курортной зоны.
Границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива, установленные Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 г. N 458, оспаривались в части в судебном порядке. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2013 г., оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2013 г., признано, что указанное Постановление не противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации, регулирующим использование земельных участков, отнесенных к особо охраняемым природным территориям.
Таким образом, границы курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива, включая три зоны округа санитарной охраны, установлены Правительством Российской Федерации.
На "Карту зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое" данные границы нанесены оспариваемым Решением Думы г. Владивостока в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и в соответствии с полномочиями представительного органа местного самоуправления. Самостоятельно административным ответчиком границы курорта не устанавливалась, на оспариваемой карте отображено положение границ, соответствующее указанному Постановлению Совета Министров РСФСР.
Доводы представителей ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" об условном характере границ, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 г. N 458, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Условность точек, установленных Постановлением N 458, не опровергает нахождение во второй зоне округа санитарной охраны земельных участков, принадлежащих истцу.
О нахождении земельных участков по "адрес" и "адрес" во второй зоне округа санитарной охраны курорта административному истцу было известно задолго до принятия Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, поскольку указание на данное обстоятельство имелось в постановлении главы администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" земельных участков по адресу: город Владивосток, "адрес"", а также в договорах купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ Постановление главы администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ истцом оспаривалось в Арбитражном суде Приморского края, решением которого от 5 ноября 2014 г., вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
При таких обстоятельствах, довод административного искового заявления о нарушении прав и законных интересов ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в оспариваемой части не может быть признан обоснованным.
Ходатайство представителей административного истца об исключении из числа доказательств по делу решения Верховного Суда от 12 сентября 2013 г. N АКПИ13-655 и решения Арбитражного Суда Приморского края от 5 ноября 2014 г. N А51-15454/2014 не может быть удовлетворено судом, поскольку оно противоречит положениям статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", части 2 статьи 13 ГПК РФ, части 1 статьи 16 КАС РФ, части 1 статьи 16 АПК РФ.
То обстоятельство, что к настоящему времени объем природных лечебных ресурсов сократился, не свидетельствует о незаконности "Карты зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое", поскольку уполномоченным органом границы курорта г. Владивостока не изменялись. Изменение границ курортной зоны г. Владивостока относится к полномочиям Правительства РФ, куда ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" вправе обратиться.
Утверждение ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" о том, что при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта нарушены требования положений части 4 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 34, части 2 статьи 36 ГрК РФ о том, что: границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне; границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования; градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, - суд находит неверным. Зоны с особыми условиями использования территорий, к которым относятся и зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, не являются территориальными зонами, что следует из содержания статьи 1 ГрК РФ (пункты 4 и 7). Согласно части 3 статьи 34 ГрК РФ границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено несоответствия Решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления границы второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на "Карте подпункта 4 пункта 1 статьи 18 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовоеустановления границы второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. ответственностью "ия явл у соответствующего Минист" нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; не установлено нарушений прав и законных интересов административного истца принятием и введением в действие оспариваемого муниципального правового акта. Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия представительного органа Владивостокского городского округа по принятию муниципального нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, правила введения в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу, при принятии Решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" установлено вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 г. по делу N 3а-170/15 и не подлежит повторной проверке в порядке абстрактного нормоконтроля.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" о признании незаконным и недействующим Решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления границы второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на "Карте подпункта 4 пункта 1 статьи 18 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N отказать.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете "Утро России" или Вестнике Думы города Владивостока.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - апелляционное представление в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд.
Судья Т.И. Украинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.