Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Лиджеевой Л.Л.,
судей
Кутлановой Л.М. и Шовгуровой Т.А.
при секретаре
И.С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Эренценовой М.Р., действующей в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних детей ***, ***, ***, ***, ***, о признании незаконным решения Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия об исключении из списка получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья по апелляционной жалобе представителя Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия Манджиева С.В. на решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 29 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А., судебная коллегия
установила:
Эренценова М.Р., действующая в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних детей ***, ***, ***, ***, ***, обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что ей, ее супругу Э.Х.Б. и детям ***, ***, *** на праве долевой собственности принадлежит домовладение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью ** кв.м. Ввиду необеспеченности ее семьи жилой площадью "дата" она обратилась в Администрацию Малодербетовского районного муниципального образования (далее Администрация РМО) с заявлением о включении в предварительный список лиц, претендующих на получение социальной выплаты с целью улучшения жилищных условий по федеральной программе "Социальное развитие села". "дата" ее известили о необходимости представления справки о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в сельском муниципальном образовании (СМО). "дата" Малодербетовское СМО отказало в принятии на жилищный учет со ссылкой на выписку из ЕГРП, согласно которой "дата" ее супругом, Э.Х.Б., была совершена сделка по отчуждению принадлежащего ему домовладения по адресу: "адрес2". Просила признать незаконным решение Администрации РМО об исключении из списка получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, возложив на нее обязанность предоставить ее семье социальную выплату на улучшение жилищных условий в течение 3 календарных месяцев.
В судебном заседании истец Эренценова М.Р. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации Малодербетовского РМО РК А.Г.С. иск не признала.
Представитель органа опеки и попечительства Отдела образования Администрации Малодербетовского РМО К.Н.И. полагала иск подлежащим удовлетворению, сославшись на то, что многодетная семья Эренценовой М.Р. нуждается в улучшении жилищных условий.
Решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 29 октября 2015 года административные исковые требования Эренценовой М.Р., действующей в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних детей ***, ***, ***, ***, *** удовлетворены. Признано незаконным решение районной межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" от "дата" года об исключении Эренценовой М.Р. из списка участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья. На Администрацию Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия возложена обязанность включить Эренценову М.Р. в список участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в срок до "дата".
В апелляционной жалобе представителя Администрации Малодербетовского районного муниципального образования РК М.С.В. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального закона. В жалобе указывается на то, что в соответствии с положениями федеральных целевых программ правом на получение социальной выплаты гражданин может воспользоваться только в том случае, если он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В нарушение данного требования истцом не было представлено сведений о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельском муниципальном образовании. Также ею не выполнено условие об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности или работе в сельской местности по трудовому договору в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что исключение семьи Эренценовой М.Р. из списка участников программы - получателей социальной выплаты на строительство жилья не может быть признано законным, поскольку доказательств совершения административным истцом умышленных действий с целью ухудшения жилищных условий для постановки на жилищный учет в судебном заседании не было представлено.
С данным выводом суда согласиться нельзя, поскольку он не соответствует материалам дела и основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно статьям 2,5 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года".
Указанная Программа направлена в числе иных задач на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На момент возникновения спорных правоотношений действовала федеральная целевая программа (далее ФЦП) "Социальное развитие села до 2013 года" в редакции постановления Правительства РФ от 28 апреля 2011 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Подпунктом "а" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе), предусмотрено, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Типовым положением в приложении N 1 к Правилам.
Согласно п. 4 Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий (пункт 4 Типового положения).
В соответствии с п. 5 Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.
К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, лица, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм следует признать, что правом на получение социальной выплаты в рамках федеральных целевых программ обладают те граждане, проживающие в сельской местности, которые в установленном законом порядке признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Между тем, как установилсуд и подтверждено материалами дела, семья Эренценовой М.Р., состоящая из 7 человек, включая 5 детей несовершеннолетнего возраста, проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем им на праве общей долевой собственности по 1/5 доли, общей площадью ** кв.м. "дата" семья истца была включена в предварительный список участников мероприятий - получателей социальных выплат по Малодербетовскому району по состоянию на "дата" в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года".
Согласно выписке из ЕГРИП от 2 декабря 2014 года N *** супруг истца - Э.Х.Б. с "дата" являлся собственником земельного участка площадью **кв.м. и размещенного на нем жилого дома по адресу: "адрес2" общей площадью ** кв.м.
"дата" указанный дом с земельным участком он подарил своему брату Э.Б.Б., о чем был составлен соответствующий договор. До совершения указанной сделки Э.Б.Б., являющемуся одной из ее сторон, "дата" была предоставлена социальная выплата в размере "сумма" как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года".
Решением Собрания депутатов Малодербетовского СМО от "дата" на территории СМО установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 16 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Решением районной межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" от 29 сентября 2014 года Эренценова М.Р. была исключена из общего списка очередности в связи с отсутствием сведений о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельском муниципальном образовании.
Решением жилищной комиссии Малодербетовского СМО РК от 30 декабря 2014 года Эренценовой М.Р. было отказано в постановке на жилищный учет, так как членом ее семьи были совершены действия, в результате которых намеренно ухудшены жилищные условия семьи.
Решение СМО об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий административным истцом не было оспорено и не отменено в установленном законом порядке.
В силу положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем допустимых с точки зрения процессуального закона доказательств в подтверждение доводов о том, что семья истицы нуждалась в улучшении жилищных условий и потому вправе была претендовать на получение социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы, в судебном заседании представлено не было.
Поскольку административным истцом не были выполнены требования по представлению сведений о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельском муниципальном образовании, предъявляемые к участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года", а также ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", следует признать, что оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
При таких данных решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Эренценовой М.Р.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного производства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 29 октября 2015 года отменить.
В удовлетворении административных исковых требований Эренценовой М.Р., действующей в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних детей ***, ***, ***, ***, ***, о признании незаконным решения районной межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия об исключении из списка получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья от 29 сентября 2014 года отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Л.М. Кутланова
Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.