Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Нагорнова В.В. к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области (далее - ОПФ) о признании незаконным решения ОПФ, включении периодов работы в льготный стаж, восстановлении права на досрочную пенсию, взыскании компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Нагорнова Владимира Владимировича на решение Вольского районного суда Саратовской области от 26 октября 2015 года, которым постановлено:
Обязать ОПФ включить Нагорнову В.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02.10.2007 г. по 28.10.2007 г. и с 24.11.2011 г. по 23.12.2011 г.
Решение ОПФ от 22.04.2015 года N 30 признать незаконным в части невключения в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В удовлетворении остальной части исковых требований о включении периодов в льготный стаж, об оспаривании решения и о восстановлении права на досрочную пенсию Нагорнову В.В. отказать.
Отказать Нагорнову В.В. в удовлетворении требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Взыскать с ОПФ в пользу Нагорнова В.В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 150 руб. и в возмещение расходов по оплате услуг представителя 2000 руб.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Нагорнов В.В. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что работает врачом с 1983 г. Ему была назначена досрочная трудовая пенсия по старости с 23.12.2011 г. ОПФ приняло решение о прекращении ему выплаты пенсии с 01.09.2014 года по причине утраты права. Из стажа на соответствующих видах работ комиссия ОПФ 22.04.2015 года исключила периоды нахождения в учебных отпусках с 02.10.2007 года по 28.10.2007 года, с 24.11.2011 по 23.12.2011 года, а также период работы с 23.01.1996 года по 26.05.2000 года в "данные изъяты" в должности врача УЗД (ультразвуковой диагностики) по той причине, что работа протекала на территории Республики Беларусь, а пенсионным законодательством данной Республики указанная должность не поименована в числе должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет медицинским работникам. Полагал такие действия незаконными, поскольку в его деле имеется справка от 27.10.2011 года, выданная "данные изъяты", где указано, что он работал врачом-акушером гинекологом гинекологического отделения "данные изъяты" с 16.09.1987 года по 26.05.2000 года, участвовал в хирургических операциях. ОПФ, получив в феврале 2015 года из "данные изъяты" Республики Беларусь справку о его работе, дающей право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 48 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", приняло решение об исключении периода с 23.01.1996 года по 26.05.2000 года из специального стажа и об отмене ранее вынесенного решения от 13.03.2012 года о назначении трудовой пенсии, так как в силу п.1 ст. 23 Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.06.2006 года за периоды стажа, приобретенного после 13.03.1992 года на территориях Договаривающихся сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому стажу, приобретенному на ее территории. Ответчиком не учтен п.2 ст. 23 Договора, где указано, что по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия, согласно законодательству Договаривающейся стороны, гражданами которой они являются. Он обратился за назначением пенсии в Российской Федерации, а потому подсчет и подтверждение стажа следует осуществлять согласно Российскому законодательству.
Просил признать незаконным решение ОПФ от 22.04.2015 года N 30, обязать ответчика восстановить его право на досрочную пенсию по старости с 01.05.2015 года и включить в специальный стаж периоды нахождения в учебном отпуске с 02.10.2017 года по 28.10.2007 года, с 24.11.2011 года по 23.12.2011 года, период работы с 23.01.1996 года по 26.05.2000 года в должности врача УЗД "данные изъяты", взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Нагорнов В.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении его исковых требований, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. Указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В суде апелляционной инстанции представитель Нагорнова В.В. - адвокат Артеменко А.И. доводы жалобы поддержал, представитель УПФ Шапкина Е.В. считала решение суда законным.
Нагорнов В.В. извещен надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из положений п.п. 1, 4 ст. 11 Договора от 24 января 2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (долее - Договор) следует, что при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
При определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
В силу п.1 ст. 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
В п. 2 ст. 23 Договора предусмотрено, что по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, далее - Закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В ст.9 Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (Минск, 15 марта 2011 г.) указано, что в соответствии со статьями 10, 11 и пунктом 1 статьи 23 Договора при обращении застрахованного компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны его проживания назначает и выплачивает пенсию за страховой (трудовой) стаж, приобретенный на ее территории, и (или) за страховой (трудовой) стаж, приобретенный до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР. При наличии у застрахованного страхового (трудового) стажа на территории другой Договаривающейся Стороны указанный компетентный орган (организация) заполняет формуляр о назначении пенсии согласно приложению 3 к настоящему Соглашению в двух экземплярах, которые вместе с документами (в необходимых случаях копиями документов, заверенными компетентным органом (организацией), требуемыми для назначения пенсии, в течение 5 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении (отказе в назначении) пенсии направляет в компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны.
Компетентный орган (организация) другой Договаривающейся Стороны в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении (отказе в назначении) пенсии возвращает один экземпляр формуляра, в котором указывает соответствующие сведения о назначении (отказе в назначении) пенсии, непосредственно в компетентный орган (организацию) Договаривающейся Стороны, заполнивший и направивший формуляр. При необходимости для решения вопроса о назначении пенсии компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны запрашивает недостающие для назначения пенсии документы. Запрос документов с территории другой Договаривающейся Стороны осуществляется через компетентные органы (организации) этой Договаривающейся Стороны по последнему месту жительства или работы застрахованного (п.1).
В необходимых случаях до принятия решения о назначении пенсии на основании соответствующего заявления застрахованного может быть осуществлен предварительный расчет размера пенсии в соответствии со статьями 10, 11 и пунктом 1 статьи 23 Договора. Для этого компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает застрахованный, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления заполняет формуляр о назначении пенсии согласно приложению 3 к настоящему Соглашению (с отметкой "Предварительный"), который вместе со справкой о страховом (трудовом) стаже согласно приложению 2 к настоящему Соглашению, необходимой для возможного суммирования периодов страхового (трудового) стажа в целях определения права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации, направляет в компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны.
Компетентный орган (организация) другой Договаривающейся Стороны в течение 10 рабочих дней после проведения предварительного расчета размера пенсии возвращает заполненный формуляр компетентному органу (организации) Договаривающейся Стороны, заполнившему и направившему этот формуляр (п.2).
Согласно ст.2 указанного Соглашения при обращении застрахованного за назначением пенсии с учетом пункта 2 статьи 23 Договора компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны государства его проживания принимает заявление о назначении пенсии и документы, необходимые для назначения пенсии в соответствии с законодательством государства другой Договаривающейся Стороны, гражданином которой является заявитель, и в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации направляет указанные заявление и документы (в необходимых случаях копии документов, заверенные компетентным органом (организацией) в компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны (п.1).
Компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны, гражданином государства которой является застрахованный, на основании его заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для назначения пенсии, рассматривает вопрос о назначении пенсии в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны. При необходимости для решения этого вопроса указанный орган (организация) запрашивает недостающие документы. Запрос документов с территории другой Договаривающейся Стороны осуществляется через компетентные органы (организации) этой Договаривающейся Стороны по последнему месту жительства или работы застрахованного. После принятия решения о назначении (отказе в назначении) пенсии компетентный орган (организация) одной Стороны в течение 10 рабочих дней информирует об этом застрахованного и компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны(п.2).
В случае изменения лицом гражданства одной Договаривающейся Стороны на гражданство другой Договаривающейся Стороны, компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны, назначивший и выплачивающий на территорию государства другой Договаривающейся Стороны пенсию с учетом пункта 2 статьи 23 Договора, прекращает выплату пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления информации об изменении гражданства, и разъясняет лицу о праве и условиях получения пенсии по законодательству государства Договаривающейся Стороны, гражданство государства которой им приобретено либо с применением положений Договора.
В случае изменения лицом гражданства одной Договаривающейся Стороны на гражданство третьего государства либо утраты лицом гражданства, компетентный орган (организация) одной Стороны, назначивший и выплачивающий на территорию другой Договаривающейся Стороны пенсию с учетом пункта 2 статьи 23 Договора, прекращает выплату пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления информации об изменении (утрате) гражданства, и разъясняет лицу о действиях, которые ему необходимо предпринять в целях решения вопроса о его дальнейшем пенсионном обеспечении(п.3).
В необходимых случаях до принятия решения о назначении пенсии на основании соответствующего заявления застрахованного может быть осуществлен предварительный расчет размера пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Договора. Для этого компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны, на территории государства которой проживает застрахованный, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет соответствующий запрос вместе со справкой о страховом (трудовом) стаже согласно приложению 2 к настоящему Соглашению, необходимой для возможного суммирования периодов страхового (трудового) стажа в целях определения права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации, документами (в необходимых случаях копиями документов, заверенными компетентным органом (организацией), требуемыми для назначения пенсии, в компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны.
Компетентный орган (организация) другой Договаривающейся Стороны в течение 10 рабочих дней после проведения расчета размера пенсии информирует о его результате компетентный орган (организацию) Договаривающейся Стороны, направивший запрос (п.4).
Из материалов дела следует и установлено судом, что 16 сентября 1987 года истец был принят на работу в "данные изъяты" на должность врача акушера-гинеколога женской консультации. 12.01.1994 года он был переведен на должность врача акушера-гинеколога в 1-е гинекологическое отделение. 23.01.1996 года он переведен в женскую консультацию на должность врача УЗД. 26.05.2000 года Нагорнов В.В. был уволен с работы по собственному желанию в связи с переменой места жительства. 12.09.2000 года он был принят на станцию скорой и неотложной медпомощи врачом выездной бригады. 04.07.2001 года был уволен с указанной должности.
Нагорнов В.В. переехал в Российскую Федерацию, с 27.09.2001 года принят временно на должность врача акушера-гинеколога в "данные изъяты" центральную районную больницу.
23.12.2011 года истец обратился в ОПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. С указанной даты пенсия истцу была назначена.
С 01.09.2014 года выплата пенсии истцу была прекращена.
22.04.2015 года ответчиком также вынесено решение N 30 об отмене решения от 13.03.2012 года о назначении Нагорнову В.В. трудовой пенсии по старости. В решении указано, что период работы в "данные изъяты" в должности врача УЗД с 23.01.1996 года по 26.05.2000 года и периоды нахождения в учебных отпусках с 02.10.2007 года по 28.10.2007 года, с 24.11.2011 года по 23.12.2011 года учтены в стаж без достаточных оснований, а потому решение от 13.03. 2012 года о назначении трудовой пенсии по старости принято без достаточных оснований.
Отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца за пенсией (23.12.2011 года) истцу невозможно было назначить пенсию в соответствии с п. 2 ст. 23 Договора, то есть по законодательству Российской Федерации.
Представитель истца в суде не оспаривал того, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период работы на территории Республики Беларусь истцом не уплачивались. Из представленных суду доказательств следует, что истец не относился к числу граждан Российской Федерации, застрахованных в Российской системе обязательного пенсионного страхования в период с 23.01.1996 года по 26.05.2000 года.
Истцом, по существу, поставлен вопрос о зачете в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, периода, за который производились отчисления в соответствующие органы Республики Беларусь.
Принимая во внимание системный анализ указанных нормативных актов, суд признал, что не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности засчитать в специальный стаж истца по законодательству Российской Федерации для досрочного назначения пенсии по старости периода с 23.01.1996 года по 26.05.2000 года, который имел место в Республике Беларусь.
С учетом периодов, засчитанных ответчиком и судом, у истца отсутствовал специальный стаж лечебной деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на дату обращения в пенсионный орган (23.11.2011 года), что исключает возможность восстановления его права на такую пенсию.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Представленные доказательства не свидетельствовали о том, что у Нагорнова В.В. в силу п.1 ст. 23 Договора имелся необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в Российской Федерации, а потому у районного суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца о включении в этот стаж работы с 23.01.1996 года по 26.05.2000 года, которая осуществлялась на территории Республики Беларусь, восстановления его права на выплату досрочной пенсии.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Иные доводы жалобы не могут явиться основанием для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции по одним только формальным соображениям (ч.6 ст. 330 ГПК РФ).
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В остальной части приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергаются.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 26 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нагорнова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.