Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Дивина Н. В.,
судей Маслова Д. А., Нибараковой С. Г.
при секретаре Шепуревой Т. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 января 2016 года в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Богданова Е. Е. на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 05 ноября 2015 года, которым в удовлетворении искового заявления Богданова Е. Е. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области о включении периода нахождения в командировке в стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности по установлению повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости отказано.
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
установила:
Богданов Е. Е. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области (далее - Управление) о включении периода нахождения в командировке в стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что является получателем пенсии по старости. В июне 2015 года он обратился к ответчику с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера. Решением ответчика в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия доказательств, подтверждающих, что должностными обязанностями "должность" администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" (далее - администрации МО "Няндомский муниципальный район") предусмотрено исполнение обязанностей водителя. В июле 2015 года он вновь обратился к ответчику с заявлением о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения в командировке в городе Североморске Мурманской области с 25 июля 2002 года по 31 июля 2002 года, однако в удовлетворении заявления также было отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера. С решениями ответчика он не согласен, ссылаясь при этом на распоряжение главы муниципального образования "Няндомский муниципальный район" от 24 июля 2002 года N N, согласно которому он был командирован в город Североморск Мурманской области в качестве водителя для сопровождения делегации Администрации. Также факт нахождения в командировке подтверждается командировочным удостоверением и путевым листом автомобиля. Полагал, что работа во время командировки включается в подсчёт стажа работы в районах Крайнего Севера. Потому просил суд возложить на ответчика обязанность включить период нахождения в командировке с 25 июля 2002 года по 31 июля 2002 года в стаж работы в районах Крайнего Севера, обязанность установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представители ответчика, третьего лица - администрации МО "Няндомский муниципальный район" в судебном заседании участия не принимали, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно направленному в суд отзыву на иск ответчик требования не признавал, просил в удовлетворении требований отказать.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласился истец Богданов Е. Е.
В поданной апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что согласно действующему законодательству одним из условий исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и, как следствие, установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости является осуществление трудовых обязанностей в особых климатических условиях. Продолжительность периода работы в районах Крайнего Севера законодательством не установлена. Место нахождения организации, с которой работник вступил в соответствующие правоотношения, значения также не имеет.
Считает, что им представлены достоверные и допустимые доказательства факта нахождения в командировке в районе Крайнего Севера. Ответчиком эти доказательства не опровергнуты.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Управления Князева О. А. указывает на несостоятельность её доводов, просит оставить решение суда без изменения.
В суд апелляционной инстанции представители ответчика, третьего лица не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
В письме от 15 января 2016 года представитель администрации МО "Няндомский муниципальный район" Вишневская А. А. просит рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции без участия представителя третьего лица.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав Богданова Е. Е., поддержавшего изложенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности решения суда и просившего об его отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях", Закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 17 Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ).Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 17 Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 17 вышеуказанного закона лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 4 статьи 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, которые на основании вышеуказанной нормы ФЗ "О страховых пенсиях" подлежат применению по настоящему спору, при исчислении периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня.
Как видно из материалов дела, истец является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В период с 01 февраля 2002 года по 31 декабря 2005 года он работал в должности "должность" администрации МО "Няндомский район", местом нахождения которой является "адрес".
Распоряжением главы МО "Няндомский район" от 24 июля 2002 года N N Богданов Е. Е., в составе делегации для участия в мероприятиях, посвященных Дню Военно-Морского флота и посещению подшефного корабля Северного флота "Адмирал Чабаненко", был командирован в г. Североморск Мурманской области в период с 25 по 31 июля 2002 года.
Из путевого листа N N от 25-31 июля 2002 года следует, что истец был направлен в командировку в г. Североморск Мурманской области в качестве водителя для транспортного обслуживания делегации, находился в г. Североморске с 22 часов 26 июля 2002 года до 08 часов 30 июля 2002 года.
Поскольку Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера, Богданов Е. Е. полагал, что период работы в указанной командировке подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и дает ему право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, а решение Управления N N от 01 июня 2015 года об отказе в удовлетворении заявления об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости считал незаконным.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд пришел к выводу, что выполнение истцом трудовых обязанностей в период командировки в г. Североморске, расположенном в районе Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о наличии смешанного стажа работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, поскольку в таком порядке исчисляется страховой стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
С такими выводами суда судебная коллегия согласна, они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на фактических обстоятельствах дела, установленных судом.
Одним из основных условий для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 ФЗ "О страховых пенсиях" за работу в районах Крайнего Севера и частью 5 статьи 17 этого же закона за работу в приравненных к ним местностях, является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
При отнесении территории к районам Крайнего Севера или к приравненным к ним местностям применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (с последующими изменениями) (далее - Перечень). Перечнем действительно предусмотрено, что Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Однако, как видно из материалов дела, нахождение истца в городе района Крайнего Севера в оспариваемый период носило временный характер.
Местом работы истца являлось место нахождения администрации МО "Няндомский район", то есть "адрес".
Согласно Перечню "адрес" отнесён к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Таким образом, работа, носящая стабильный и постоянный характер, осуществлялась истцом в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера.
Исходя из изложенного, период нахождения истца в командировке не подлежит зачёту в стаж работы в районе Крайнего Севера, у истца отсутствует право на фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, установленную для лиц, проработавших определенное законом количество календарных лет в районах Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Богданову Е. Е. в удовлетворении заявленных исковых требований.
По существу изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, в суде первой инстанции они истцом приводились и в решении суда получили надлежащую правовую оценку.
Каких-либо новых данных, не учтенных судом при вынесении решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется, а потому удовлетворению она не подлежит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Няндомского районного суда Архангельской области от 05 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Богданова Е. Е. - без удовлетворения.
Председательствующий Н. В. Дивин
Судьи Д. А. Маслов
С. Г. Нибаракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.