Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Дивина Н.В., судей Маслова Д.А. и Нибараковой С.Г., при секретаре Шепуревой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 21 января 2016 года дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО2 - Ярмолюка С.Р. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 28 сентября 2015 года, которым отказано ФИО2 действующей в своих интересах и интересах ФИО1 в удовлетворении исковых требований к министерству здравоохранения Архангельской области об оспаривании бездействия министерства здравоохранения Архангельской области, выразившегося в отказе выдать ФИО1 направление к месту лечения в ФГБУ санаторий " "данные изъяты"" Минздрава России, выдать ФИО1 и ФИО2 талон N 2 в соответствии с формой, предусмотренной приказом Минздравсоцразвития от 05.10.2005 N 617 для бесплатного проезда к указанному месту лечения в период с 16.08.215 по 05.09.2015.
Заслушав доклад судьи областного суда Дивина Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО2 в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 обратилась в суд с иском к министерству здравоохранения Архангельской области и просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в отказе выдать ФИО1 направление к месту лечения в ФГБУ санаторий " "данные изъяты"" Минздрава России, выдать дочери и ей талон N2 в соответствии с формой, предусмотренной приказом Минздравсоцразвития от 05.10.2005 N 617, для бесплатного проезда к указанному месту лечения в период с 16.08.2015 по 05.09.2015., ссылаясь на то, что ее дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, получателем набора социальных услуг, медицинскую помощь той оказывает государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования " "данные изъяты"" (далее - ГБОУ ВПО " "данные изъяты""), который в июне 2015 года выдал дочери и ей как сопровождающему лицу путевку N для санаторно-курортного лечения в ФГБУ санаторий " "данные изъяты"" Минздрава России, однако министерством здравоохранения Архангельской области ей было отказано в выдаче направления к месту лечения и Талона N 2, необходимых для получения в ГУ Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации талона на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения. Полагает, что ее дочь как ребенок-инвалид и она как сопровождающее лицо имеют право на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения, а отсутствие в подзаконных актах нормативного регулирования данной ситуации не может служить основанием к отказу в реализации права, предоставленного действующим законодательством.
Дело рассмотрено в отсутствие ФИО2, извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Ее представитель Ярмолюк С.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержал по тем же основаниям.
Представитель министерства здравоохранения Архангельской области Коробейников Д.Е. иск не признал, считая заявленные требования не основанными на законе.
Представители ГУ Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГБОУ ВПО " "данные изъяты"" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласен представитель истца, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы он ссылается на то, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального права, настаивая на том, что право на бесплатный проезд не зависит от реализации или нереализации иных прав, входящих в набор социальных услуг, а наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний подтверждено лечащим врачом и медицинским учреждением, оказывающим помощь, и ничем не опровергнуто; суд необоснованно увязал право на бесплатный проезд только с получением путевок на санаторно-курортное лечение от ФСС или Минздрава субъекта РФ, что противоречит ст.6.3 Федерального закона N178-ФЗ и Порядку, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 N617; различия в видах санаторно-курортного лечения, установленные судом, не имеют правового значения для разрешения вопроса о праве на бесплатный проезд и праве на получение талона N 2 и направления, также как и тот факт, что направление на лечение осуществлялось учреждением не по месту жительства; клиника оформила необходимые для лечения документы в установленном законом порядке, ФГБУ санаторий " "данные изъяты"" Минздрава России, в который была выдана путевка, включено в Перечень санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденный совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 июля 2013 года N.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ФИО2 - Ярмолюка С.Р., полностью поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя министерства здравоохранения Архангельской области Коробейникова Д.Е., полагавшего указанные доводы жалобы несостоятельными и просившего об оставлении решения суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено и это не оспаривается сторонами, ФИО1 является ребенком-инвалидом и в соответствии с главой 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Ей и ФИО2 как сопровождающему лицу ГБОУ ВПО " "данные изъяты"" выдана санаторно-курортная путевка N (вместе с отрывным талоном, талоном на проживание, талоном на питание и талоном на лечение) для осуществления санаторно-курортного лечения в федеральном государственном бюджетном учреждении санаторий " "данные изъяты"" Министерства здравоохранения Российской Федерации с 16 августа по 05 сентября 2015 года.
13 января 2015 года ФИО2 обратилась в ГУ Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об оплате расходов на проезд к месту лечения и обратно, однако в оплате проезда ей отказано и разъяснено, что для обеспечения ФИО1 и сопровождающего ее лица талонами на право безденежного проезда к месту лечения и обратно, необходимо представить направление к месту лечения для получения медицинской помощи и Талон N2, формы которых утверждены Порядком N617.
Письмом от 16.06.2015 N Министерства здравоохранения Архангельской области ФИО2 отказано в оформлении Талона N2, дающего право получения бесплатных проездных документов к путевке, выданной ГБОУ ВПО " "данные изъяты"".
Разрешая заявленный спор и отказывая ФИО2 в удовлетворении иска о признании незаконным бездействия министерства здравоохранения Архангельской области, выразившегося в отказе выдать ФИО1 направление к месту лечения в ФГБУ санаторий " "данные изъяты"" Минздрава России и Талон N 2 ФИО1 и ФИО2, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующее законодательство не предоставляет право ребенку - инвалиду и сопровождающему его лицу на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения, предоставленного сверх набора социальных услуг.
Судебная коллегия согласна с решением и данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и на фактических обстоятельствах дела, в связи с чем доводы подателя апелляционной жалобы находит несостоятельными.
Так, статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе ребенок-инвалид.
Названный Федеральный закон направлен на обеспечение социальной поддержки определенных категорий граждан, в том числе детей-инвалидов, к которым относится дочь истца ФИО2 - ФИО1
В соответствии со ст.6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие 1 группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Согласно ч.3 ст.6.5 указанного Федерального закона порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 был утвержден Порядок финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Порядок), пунктом 4 которого установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
При этом вопросы, связанные с направлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для получения ими лечения в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, при наличии медицинских показаний, урегулированы Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 октября 2005 года N 617 (далее - Порядок N 617).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N617 обеспечение граждан специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно производится на основании Талона N 2, выданного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм законодательства следует, что бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации, предусмотрен для случаев направления их на лечение в медицинские организации в соответствии с направлением и Талоном N 2, выдаваемыми органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения согласно Порядку N 617.
Между тем, как следует из материалов дела, ребенок-инвалид ФИО1 проходила лечение не по направлению министерства здравоохранения Архангельской области. В данном случае санаторно-курортная путевка N была выдана ФИО2 и ее дочери после оказания ребенку-инвалиду ФИО1 высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.03.2009 N "О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России" и Приложением N к Приказу от 22.11.2004 N "Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение".
Кроме того, как установлено судом, 20 марта 2014 года ФИО1 обратилась в ГУ Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии со ст.6.2 Федерального закона N 178-ФЗ, приложив справку для получения путевки по форме N от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ АО " "данные изъяты"". В настоящий момент путевка ей не предоставлена только потому, что право будет реализовано в порядке очередности, а также будет реализовано право на получение Талона N2 в соответствии с пунктом 5 Порядка N 617.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания незаконным бездействия министерства здравоохранения Архангельской области является правильным, поскольку истец ФИО2 и ее дочь-инвалид сохраняют право на санаторно-курортное лечение в рамках набора социальных услуг по заявлению от 20.03.2014 и на бесплатный проезд к месту лечения для себя и сопровождающего лица к месту санаторно-курортного лечения, а действующее законодательство не предоставляет право ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения, предоставленного сверх набора социальных услуг.
Таким образом, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, нормы материального и процессуального права не нарушены, то судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Руководствуясь ст. ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО2 - Ярмолюка С.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В.Дивин
Судьи Д.А.Маслов
С.Г.Нибаракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.