Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего
судей Патронова Р.В.
Дивина Н.В. и Маслова Д.А.
при секретаре Лысенко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе О. Н.В. на решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 30 октября 2015 года, которым О.Н.В. отказано в иске к государственному казенному учреждению Архангельской области "Отделение социальной защиты населения по г.Коряжме" о признании права на получение мер социальной поддержки за период с 01 января 2005 года по 13 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
О.Н..В. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Архангельской области (далее - ГКУ) "Отделение социальной защиты населения по г. Коряжме" с требованиями о признании права на получение мер социальной поддержки за период с 1 января 2005 года по 13 сентября 2015 года, сославшись на то, что с 1 сентября 2000 года получает пенсию по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет, как военнослужащий и является ветераном труда. С января 2005 года ему не предоставляются меры социальной поддержки, установленные областным законом от 10.11.2004 N 262-33 как ветерану - льготы по оплате за коммунальные услуги и оплату жилья в размере 50%. Ранее льготы ему предоставлялись в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". В связи с изменением регионального законодательства о государственной социальной поддержке льготной категории граждан, в 2005 и в 2010 г.г. ему было отказано в предоставлении мер социальной поддержки. Считает такой отказ незаконным, поскольку условиями предоставления льгот являются наличие звания "Ветеран труда" и государственной пенсии, назначенной по любому основанию, предусмотренному пенсионным законодательством РФ.
ГКУ "Отделение социальной защиты населения по г. Коряжме" своего представителя в суд не направило, в письменных возражениях руководитель данного учреждения П.О..П. иск не признала, поясненив о назначении истцу мер социальной поддержки как ветерану труда с 14 сентября 2015 года, правовых оснований для назначения О.Н..В. соответствующих мер социальной поддержки по его заявлениям в 2005 и в 2010 г.г. не имелось.
Третье лицо без самостоятельных требований ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Коряжме Архангельской области своего представителя в судебное заседание не направило, в письменном отзыве начальник Управления В. А.Н. отношения к иску не высказал.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился О. Н.В., в поданной апелляционной жалобе просит его отменить.
В апелляционной жалобе ее податель полагает, что судом принято незаконное и необоснованное решение ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Считает, что судом незаконно установлена дата возникновения у него права на меры социальной поддержки с даты выдачи удостоверения ветерана труда, а не с даты присвоения ему указанного звания - 27 июня 2001 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 124-ФЗ "О ветеранах".
Судом не приняты в качестве доказательств представленные им документы, подтверждающие, что в 2002 году льготы, как ветерану труда, ему были назначены на законных основаниях. При этом ответчиком не приведено доказательств, обосновывающих отмену ранее установленных льгот, поскольку исходя из ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации собственных законодательных актов, условия предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан не должны быть ухудшены.
В Законе Архангельской области от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий и иных категорий граждан" законодатель не связывает возможность предоставления льгот для ветеранов военной службы с моментом достижения ими возраста для назначения пенсии по старости.
Считает, что права у ветеранов труда, получающих пенсию по старости, назначенную в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ветеранов труда, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" являются равными. В связи с этим полагает, что в нарушение ст.19 Конституции РФ его права ущемляются, поскольку у первых с 1 января 2005 года ранее установленные права на меры социальной поддержки сохранены, а ветеранам, получающим пенсию за выслугу лет, отказано в предоставлении указанных мер с указанной даты.
Судом для подтверждения его позиции незаконно не был вызван и допрошен в качестве свидетеля специалист Пенсионного фонда РФ. Кроме этого полагает незаконным требование ответчика и суда о представлении справки из Пенсионного фонда РФ о том, что он является получателем пенсии на основании ФЗ "О трудовых пенсиях" для предоставления мер социальной поддержки, в то время как он, как ветеран труда должен был предоставить только копию пенсионного удостоверения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее от руководителя ГКУ "Отделение социальной защиты населения по г. Коряжме" П. О.А., судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, О. Н.В. является пенсионером МВД РФ с 1 сентября 2000 года и получает пенсию по выслуге лет, которая (пенсия) ему назначена в соответствии с Законом РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Также с 3 июня 2002 года истец является ветераном труда, и имел право на получение льгот на условиях и в порядке, установленных ст. 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах". До 1 января 2005 года истцу предоставлялась льгота в виде 50% скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Статья 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции до 1 января 2005 года) предусматривала меры социальной защиты ветеранов труда.
Вместе с тем, пунктом 2 ст. 22 указанного Федерального закона льготы предусматривались лицам, имеющим звание "Ветеран труда" после установления (назначения) им пенсии в соответствии с ФЗ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время - ФЗ "О страховых пенсиях") независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 124-ФЗ ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" дополнена пунктом 4, которым установлено, что ветераны труда, получающие пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо получающие пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьёй предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с законом РФ "О государственных пенсиях в РФ".
Учитывая, что пенсия истцу назначена в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и он к тому времени не достиг возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с законом РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", требования ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" на него не распространялись.
Правовые основы замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации установлены Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пункт 3 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающий невозможность отмены прав и льгот, а так же других мер социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации без равноценной замены, утратил силу с 1 января 2005 года.
При этом истец до 1 января 2015 года мог получать льготы на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", который данные льготы предусматривал до внесенных в него изменений, касающихся повышения денежного содержания указанных категорий лиц.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки ветеранов труда, а так же граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Областного закона от 10 ноября 2004 года N 41-3-03 "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", предусмотрено, что право на получение мер социальной поддержки имеют лица, являющиеся ветеранами труда и имеющие право на пенсию в соответствии с Федеральными Законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О страховых пенсиях" (ранее - "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), а также ветераны военной службы при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в с Федеральными Законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О страховых пенсиях" (ранее - "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), проживающие на территории Архангельской области и включенные в областной регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
Таким образом, ст. 1 Областного закона регулирует те же отношения и в отношении тех же лиц, как в ст. 22 Федерального закона "О ветеранах".
Как следует из материалов дела, О.Н.В. 8 февраля 2005 года и 15 марта 2010 года были оставлены без удовлетворения его заявления об установлении ему как ветерану труда и лицу, получающему пенсию за выслугу лет, мер социальной поддержки в связи с недостижением возраста 55 лет.
Соответствующие меры социальной поддержки предоставлены истцу на основании его заявления от 11 сентября 2015 года и справки ГУ - Управление ПФ РФ в г.Коряжме, подтверждающей наличие у О.Н.В. страхового стажа, дающего право на меры социальной поддержки с 14 сентября 2015 года.
В период с января 2005 года по март 2010 года О.Н.В. дважды (8 февраля 2005 года и 15 марта 2010 года) было отказано в удовлетворении его заявлений об установлении ему как ветерану труда мер социальной поддержки, со ссылкой на недостижение им возраста, дающего право на пенсию по старости в с Федеральными Законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О страховых пенсиях" (ранее - "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), то есть, 55 лет.
После достижения им указанного возраста и при подаче с его стороны заявления о реализации права на социальную поддержку вместе с необходимыми документами, заявление О.Н.В. о предоставлении мер социальной поддержки, поданное 11 сентября 2015 года, было ответчиком удовлетворено.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал О.Н.В. в иске к ГКУ "Отделение социальной защиты населения по г. Коряжме".
Таким образом, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции постановилрешение в соответствии с нормами материального и закона, нарушений процессуальных норм не допущено и судебная коллегия в пределах доводом апелляционной жалобы не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 30 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О.Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.В.Патронов
Судьи: Н.В.Дивин
Д.А.Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.