Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.И.,
судей Лобановой Н.В., Рудь Т.Н.,
при секретаре Терентьевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 18 января 2016 года дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области и федерального казенного учреждения "Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" на решение Коношского районного суда Архангельской области от 22 октября 2015 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Смоленцева В.М. к УФСИН России по Архангельской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области об отказе во включении в число граждан участников, подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и обязании включить его вместе с членами семьи в сводный список граждан участников данной подпрограммы - удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области, оформленное протоколом от 29 июля 2015 года N, в части отказа во включении в число граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N153 Смоленцева В.М. вместе с членами семьи: супругой Смоленцевой Л.В. и сыном Смоленцевым И.В..
Возложить на жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по Архангельской области обязанность в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу включить Смоленцева В.М. вместе с членами семьи: супругой Смоленцевой Л.В. и сыном Смоленцевым И.В. в сводный список граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в соответствии с датой обращения с заявлением на получение государственного жилищного сертификата.
Взыскать с УФСИН России по Архангельской области в пользу Смоленцева В.М. расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Об исполнении решения по административному делу необходимо сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
Смоленцев В.М. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по АО) и федеральному казенному учреждению "Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - ФКУ ОИУ ОУХД-4) о признании незаконными решений жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по АО, оформленного протоколом от 29.07.2015 года N, в части отказа во включении в число граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" его вместе с членами семьи: Смоленцевой Л.В и Смоленцевым И.В., решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-4, оформленного протоколом от 20 августа 2015 года N, об исключении его вместе с членами семьи из числа граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и обязании жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по АО включить его вместе с членами семьи в список граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в соответствии с датой обращения с заявлением на получение государственного жилищного сертификата.
Требования мотивирует тем, что основанием для отказа во включении его вместе с членами семьи в число граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" послужило неполное предоставление документов при подаче заявления на участие в подпрограмме. Однако им были предоставлены все необходимые документы. Кроме того, ответчики не приняли во внимание, что законодателем предусмотрен порядок получения дополнительных документов, который ими не был соблюден. Ответчики не вправе были отказывать ему во включении в список граждан участников подпрограммы (УФСИН), и исключать из списка кандидатов на участие в подпрограмме (ОУХД-4), не поставив его в известность о том, что УФСИН решилзатребовать от ОУХД-4 дополнительные документы. Более того, ему каких-либо требований о предоставлении дополнительных документов до настоящего времени ответчиками не предъявлено.
Указывает на то, что Смоленцевой Л.В. какого-либо недвижимого имущества в "адрес" на праве собственности не принадлежало и не принадлежит, как следствие, она не могла совершить сделку по отчуждению имущества 21 августа 2012 года, которая положена в основу принятых решений. Между тем, Смоленцевой Л.В. принадлежала на праве собственности "данные изъяты" доля на жилой дом с пристройкой, находящийся в "адрес", которая отчуждена 21 августа 2012 года, однако указанное обстоятельство не может повлиять на вопрос участия Смоленцевой Л.В. в качестве члена семьи в подпрограмме. Правовое основание для изменения ответчиками размера социальной выплаты не приведено. Таким образом, принятые ответчикам решения не соответствуют закону, нарушают его права и права членов его семьи, создают препятствия в получении им государственного жилищного сертификата.
Просит признать данные решения незаконными и обязать жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по АО включить его вместе с членами семьи в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Определением Коношского районного суда Архангельской области от 22 октября 2015 года производство по исковому заявлению Смоленцева В.М. в части признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-4, оформленного протоколом от 20 августа 2015 года N, об исключении Смоленцева В.М. вместе с членами семьи из числа граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.
Смоленцев В.М. в суде первой инстанции требования к УФСИН России по АО поддержал, уточнив их, просил признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по АО, оформленное протоколом от 29 июля 2015 года N, в части отказа во включении в число граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" его вместе с членами семьи и обязать жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по АО включить его вместе с членами семьи в сводный список граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в соответствии с датой обращения с заявлением на получение государственного жилищного сертификата.
Представитель ответчика ФКУ ОИУ ОУХД-4 Иевлева В.В. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время Смоленцев В.М. составом семьи из 3-х человек признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" с той же даты, с которой было подано его заявление на участие в подпрограмме.
Смоленцева Л.В. в судебном заседании заявление поддержала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя УФСИН России по АО и Смоленцева И.В., извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В представленном отзыве УФСИН России по АО иск не признало.
Суд принял решение, с которым не согласились УФСИН России по АО и ФКУ ОИУ ОУХД N4, в поданных апелляционных жалобах просят его отменить.
Указывают на то, что в протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по АО от 29.07.2015 года N допущена опечатка в части указания об отчуждении Смоленцевой Л.В. доли в праве собственности на жилое помещение, несмотря на это материалами дела подтверждается отчуждение Смоленцевой Л.В. 21.08.2012 двух жилых помещений общей площадью "данные изъяты" долей от "данные изъяты" кв.м. и от "данные изъяты" кв.м., расположенных по адресу: "адрес".
Возложив обязанность на жилищно-бытовую комиссию УФСИН включить административного истца в сводный список граждан-участников подпрограммы в соответствии с датой обращения с заявлением на получение государственного жилищного сертификата (ГЖС), суд не учел, что на дату вынесения решения суда Смоленцев В.М. с заявлением на получение сертификата по форме приложения N к Правилам выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы не обращался.
Также указано, что взыскивая с УФСИН государственную пошлину, суд вышел за пределы заявленных требований, кроме того, УФСИН как орган, входящий в структуру органов государственной власти освобождено от уплаты госпошлины на основании Налогового кодекса РФ.
В возражениях относительно доводов апелляционных жалоб Смоленцев В.М. просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав представителя УФСИН России по Архангельской области Снежкову К.Г., судебная коллегия приходит к следующему.
25 ноября 2014 года Смоленцев В.М. обратился с заявлением к начальнику ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с составом семьи 3 человека, в том числе супруга и сын.
11 февраля 2015 года жилищно-бытовой комиссией ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области рассмотрено вышеуказанное заявление и принято решение включить в хронологическом порядке по дате подачи заявления в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", что подтверждается протоколом N заседания жилищно-бытовой комиссии от 11 февраля 2015 года.
Как следует из протокола N от 29 июля 2015 года заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области (п.3.3), должностными лицами учреждений УФСИН России по Архангельской области рассмотрены представленные списки и учетные дела граждан-участников подпрограммы, осуществлена проверка обоснованности включения граждан участников подпрограммы в указанные списки. По результатам рассмотрения принято решение отказать во включении в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" Смоленцева В.М. (состав семьи 3 человека). Основание отказа - п.п. б п.22 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N153: непредставление или неполное предоставление документов. В соответствии с п. 13 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России с 16.05.2012 N267 "Об утверждении инструкции о порядке формирования списков получателе государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам ... " истребовать письменное согласие (несогласие гражданина на получение ГЖС с учетом разницы между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам ( "данные изъяты" кв.м.), и доли "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., отчужденного 21.08.2012 членом семьи участника жилого помещения, расположенного в "адрес".
Признавая незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН Poccии по Архангельской области, оформленное протоколом от 29 июля 2015 года N, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении прав истца.
При этом суд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы", содержащая подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N153, которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации от 16 мая 2012 г. N267, утвердившим Инструкцию о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Судом установлено, что основания для отказа в признании гражданина участником Подпрограммы, отсутствовали.
Суд правильно исходил из того, что материалами дела не подтверждается отчуждение 21 августа 2012 года членом семьи участника подпрограммы жилого помещения, расположенного в "адрес", как на то указано в протоколе N от 29 июля 2015 года заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части понуждения ответчика восстановить права путем включения истца вместе с членами семьи в сводный список граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" не с даты обращения с заявлением на получение государственного жилищного сертификата, а с даты обращения с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, то есть с 25 ноября 2014 года.
Доводы жалобы о необоснованном взыскании государственной пошлины с УФСИН России по Архангельской области судебной коллегией не принимаются, поскольку в данном случае возмещены судебные расходы истцу. Данный вопрос разрешается судом при вынесении решения независимо от ходатайства истца.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Коношского районного суда Архангельской области от 22 октября 2015 года изменить, принять новое решение.
Исковое заявление Смоленцева В.М, к УФСИН России по Архангельской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области об отказе во включении в число граждан участников, подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и обязании включить его вместе с членами семьи в сводный список граждан участников данной подпрограммы - удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области, оформленное протоколом от 29 июля 2015 года N, в части отказа во включении в число граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N153 Смоленцева В.М. вместе с членами семьи: супругой Смоленцевой Л.В. и сыном Смоленцевым И.В..
Возложить на жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по Архангельской области обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу включить Смоленцева В.М. вместе с членами семьи: супругой Смоленцевой Л.В. и сыном Смоленцевым И.В. в сводный список граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" с 25 ноября 2014 года.
Взыскать с УФСИН России по Архангельской области в пользу Смоленцева В.М. расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Председательствующий
Ю.И. Кузнецов
Судьи
Н.В. Лобанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.