Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего
судей
Патронова Р. В.
Дивина Н. В. и Маслова Д. А.
при секретаре Лысенко И. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Семакова В.В. на решение Лешуконского районного суда Архангельской области от 20 октября 2015 года, которым Семакову В. В. отказано в иске к администрации муниципального образования "Совпольское" о взыскании задолженности по выплатам ежемесячной доплаты к государственной пенсии.
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д. А., суд апелляционной инстанции
установил:
Семаков В. В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (далее - администрация МО) "Совпольское" о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии, сославшись на то, что на основании решения комиссии муниципального образования "Совпольское" от 05.07.2013 N N ему была установлена ежемесячная доплата к пенсии как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы, и которая (доплата) начислялась в зависимости от увеличения (индексации) пенсии по старости. Вместе с пенсией и указанной доплатой он получал 60 % от денежного вознаграждения главы администрации МО "Совпольское". С 1 января 2015 года совет депутатов указанного муниципального образования установилглаве администрации МО "Совпольское" денежное вознаграждение в размере "денежная сумма". А поскольку перерасчёт размера ежемесячной доплаты к пенсии истцу не был произведён, то полагал, что ему незаконно с 1 января 2015 года производится выплата доплаты к пенсии исходя из прежнего размера денежного вознаграждения главы администрации МО "Совпольское", задолженность по выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии за период с 1 января 2015 года по 1 августа 2015 года составила "денежная сумма".
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
В письменных возражениях глава муниципального образования "Совпольское" Клинов Е. А. иск не признал, поскольку принятое советом депутатов МО "Совпольское" решение от 22 декабря 2014 года об увеличении размера денежного вознаграждения главы администрации МО "Совпольское" не привело к увеличению нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления. Совет депутатов муниципального образования "Совпольское" не является представителем нанимателя для муниципальных служащих. Администрация МО "Совпольское" не принимала правовых актов об увеличении (индексации) окладов.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласился Семаков В. В.
В поданной апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что выборное должностное лицо не является муниципальным служащим. Пункт 12 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования "Совпольское", к выборным должностным лицам не применим. Считает, что суд сослался на недействующие положения пункта 4 статьи 4 Закона Архангельской области от 24 июня 2009 года N 37-4-ОЗ о порядке увеличения размера вознаграждения выборных лиц местного самоуправления, поскольку действие данной нормы закона приостановлено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 26 октября 2012 года были прекращены полномочия Семакова В. В. как главы муниципального образования "Совпольское".
С 22 июня 2013 года в связи с достижением возраста " ... " лет Семакову В. В. была назначена пенсия по старости, государственным учреждением - Отделом Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области ему выдано соответствующее удостоверение.
Согласно принятому 5 июля 2013 года решению N N комиссии администрации МО "Совпольское" "Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии на основании решения Советом депутатов муниципального образования "Совпольское" от 5 апреля 2012 года N N" истцу установлена ежемесячная доплата к пенсии 60 % (55% - за осуществление полномочий выборного лица местного самоуправления на постоянной основе два срока и 5% - на основании протокола N N заседания комиссии по исчислению стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО "Совпольское" от 05.07.2015).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Семаков В. В., ссылаясь на увеличение с 1 января 2015 года денежного содержания действующего главы МО "Совпольское", просил по сути произвести перерасчёт размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии, поскольку она ему выплачивается исходя из прежнего размера денежного вознаграждения главы муниципального образования "Совпольское", установленного в 2012 году.
Разрешая возникший спор и принимая решение об отказе Семакову В. В. в иске, суд исходил из того, что в заявленный для взыскания недоначисленной доплаты период (с 1 января 2015 года по 1 августа 2015 года) должностные оклады лиц, замещающих муниципальные должности, в централизованном порядке не увеличивались, целевых бюджетных средств не предусматривалось.
С такими выводами суда судебная коллегия согласна, они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих правоотношения сторон, и на фактических обстоятельствах дела, установленных судом.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано в части 1 статьи 24 этого же Закона, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В целях обеспечения дополнительных социальных гарантий выборных должностных лиц местного самоуправления в Архангельской области принят областной закон от 24 июня 2009 года N 37-4-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области" (далее - Закон Архангельской области N 37-4-ОЗ).
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 3 Закона Архангельской области N 37-4-ОЗ выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, за счёт средств местного бюджета муниципального образования гарантируется доплата к страховой пенсии.
Пунктом 8 статьи 6 Закона Архангельской области N 37-4-ОЗ определено, что выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, предоставляется право на доплату к страховой пенсии на условиях и в порядке, предусмотренных для муниципальных служащих соответствующего муниципального образования Архангельской области.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в том числе определение оснований для перерасчёта размера доплат к пенсии, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
5 апреля 2012 года Советом депутатов муниципального образования "Совпольское" утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования "Совпольское" (далее - Положение).
Пунктом 12 названного Положения предусмотрено, что размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных настоящим положением, при увеличении в централизованном порядке должностного оклада по соответствующей должности и при включении необходимых средств в бюджет муниципального образования на соответствующий год.
Следовательно, для проведения перерасчёта размера ежемесячной доплаты к пенсии необходимо одновременное наличие двух условий: увеличение (повышение) в централизованном порядке должностного оклада по соответствующей муниципальной должности, включение в бюджет муниципального образования на соответствующий год необходимых средств для выплаты доплаты к пенсии в увеличенном размере.
Проверяя доводы истца о наличии оснований для перерасчёта установленной ему ежемесячной доплаты к пенсии в сторону увеличения с 1 января 2015 года, суд первой инстанции исходя из фактических обстоятельств дела, представленных сторонами доказательств, оцененных по правилам статьи 67 ГПК РФ, при верном применении норм материального права пришёл к правильному выводу, что централизованного повышения должностных окладов муниципальных служащих с 1 января 2015 года не произошло.
Ссылку истца на решение Совета депутатов муниципального образования "Совпольское" от 22.12.2014 N N, которым главе администрации МО "Совпольское" с 1 января 2015 года установлено денежное содержание в размере "денежная сумма", суд проверил и обоснованно не применил при разрешении спора, так как согласно муниципальному нормативному акту повышение доплаты к пенсии связывается с централизованным повышением должностных окладов всех муниципальных служащих, а не денежного содержания отдельного должностного лица.
Нельзя признать обоснованным довод жалобы о том, что выборное должностное лицо не является муниципальным служащим, а потому пункт 12 Положения на такое должностное лицо не распространяется. Такой довод основан на ошибочном толковании норм материального права, а потому на законность принятого судом решения он не влияет.
Как следует из решения комиссии администрации МО "Совпольское" об установлении Семакову В. В. ежемесячной доплаты к государственной пенсии от 5 июля 2013 года N N, истцу установлена ежемесячная доплата к пенсии на основании вышеуказанного Положения, утверждённого Советом депутатов муниципального образования "Совпольское" от 5 апреля 2012 года N N. При этом, согласно решению Совета депутатов муниципального образования "Совпольское" от 5 июля 2013 года N N, в стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии, включается время осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления на постоянной основе не менее двух сроков, установленных уставом муниципального образования.
Таким образом, несмотря на то, что выборное должностное лицо не является муниципальным служащим, истцу ежемесячная доплата к пенсии установлена в соответствии с Законом Архангельской области N 37-4-ОЗ на условиях и в порядке, предусмотренных Положением. Следовательно, нормы Положения в полной мере распространяются на правоотношения сторон.
Кроме того, доказательств включения в бюджет муниципального образования "Совпольское" на 2015 год дополнительных средств для выплаты доплаты к пенсии в увеличенном размере в материалах дела не содержится.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Семакову В. В. в иске к администрации МО "Совпольское".
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции постановилрешение в соответствии с нормами материального закона, нарушений процессуальных норм не допущено, а потому судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Лешуконского районного суда Архангельской области от 20 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семакова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Р. В. Патронов
Судьи:
Н. В. Дивин
Д. А. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.