Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующегосудей
Дивина Н.В. Панас Л.Ю. и Маслова Д.А.
при секретаре Лысенко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе представителя министерства здравоохранения Архангельской области К. Д.Е. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 2 ноября 2015 года, по которому постановлено: "Исковые требования заместителя прокурора города Архангельска в интересах Б.Е.Л. к Министерству здравоохранения Архангельской области о возложении обязанности обеспечить бесплатными лекарственными препаратами - удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Архангельской области обеспечить Б.Е.Л. лекарственным препаратом "Экулизумаб" в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности".
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
заместитель прокурора города Архангельска обратился в суд с иском в защиту прав и интересов Б. Е.Л. к Министерству здравоохранения Архангельской области о возложении обязанности по обеспечению бесплатными лекарственными препаратами, ссылаясь на то, что истица является инвалидом и страдает орфанным заболеванием: "данные изъяты"; в связи с чем заключением консилиума врачей-специалистов ГБУЗ "Архангельской областная клиническая больница" по жизненным показаниям ей рекомендовано назначение препарата "Экулизумаб", однако в настоящее время Б. Е.Л. данным лекарственным средством не обеспечена.
В судебном заседании прокурор З. А.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Б. Е.Л. в суд не явилась, в судебном заседании ее представитель С. Н.С. также поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Дело рассмотрено в отсутствие Б. Е.Л., с участием ее представителя С. Е.С., которая также поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Министерства здравоохранения Архангельской области, К. Д.Е. иск не признал, не оспаривая, что заболевание истицы входит в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 N 403. Однако к полномочиям министерства здравоохранения Архангельской области в сфере своего ведения относится не обеспечение граждан лекарственными препаратами, включенных в перечень орфанных заболеваний, а организация соответствующего обеспечения. Заключив 26 октября 2015 года государственный контракт на поставку препарата "Экулизумаб", ответчик в полной мере исполнил свои полномочия по организации обеспечения истца указанным препаратом.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований ГБУЗ АО "Архангельская областная клиническая больница" Л.Е.М. возражала относительно удовлетворения иска прокурора, так как по информации Министерства здравоохранения Архангельской области Б. Е.Л. обеспечена необходимым ей лекарственным препаратом.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области своего представителя в суд не направил. В письменном отзыве представитель данной организации Л. Е.Е. также возражала относительно удовлетворения иска, поскольку по информации Министерства здравоохранения Архангельской области Б. Е.Л. обеспечена необходимым ей лекарственным препаратом, тем самым нарушение прав истицы устранено, предмет судебного разбирательства отсутствует.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласился представитель министерства здравоохранения Архангельской области К. Д.Е., в поданной апелляционной жалобе просит его отменить, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суд обстоятельствам дела, неправильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ее податель мотивирует тем, что на основании п.10 ч.1 ст.16 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п.23 ст.6 Закона Архангельской области от 18.03.2013 N629-38-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан", подп. 23 п.8 Положения о министерстве здравоохранения Архангельской области, к полномочиям министерства здравоохранения Архангельской области в сфере своего ведения относится не обеспечение граждан лекарственными препаратами, включенных в перечень орфанных заболеваний, а организация соответствующего обеспечения. Заключив 26 октября 2015 года государственный контракт на поставку препарата "Экулизумаб", ответчик в полной мере исполнил свои полномочия по организации обеспечения истца указанным препаратом. В качестве доказательств назначения препарата "Экулизумаб" и графика его введения судом необоснованно приняты заключение врачебного консилиума ГБУЗ "Архангельской областная клиническая больница" и выписной эпикриз ФГУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии", тогда как назначение и применения лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается по решению врачебной комиссии, а кратность введения, длительность курса указываются в медицинской карте пациента. Кроме этого в судебном заседании представитель медицинской организации, где истцу осуществляется введение лекарственного препарата "Экулизумаб", пояснил, что острая необходимость введения препарата в конкретный день отсутствовала, до даты поступления препарата была осуществлена поддерживающая терапия, и 6 ноября 2015 года препарат был введен, в настоящее время пациент обеспечен лекарственным препаратом "Экулизумаб".
Изучив материалы дела, выслушав представителя министерства здравоохранения Архангельской области К. Д.Е., прокурора Прокуратуры Архангельской области Лепеха К.В. представителя Б. Е.Л. по доверенности С. Е.С., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее от истицы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, исходя из следующего.
Судом установлено и это следует из материалов дела, что Б. Е.Л. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, больна редким (орфанным) заболеванием " "данные изъяты"". Данное заболевание, включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 N 403.
Консультативным заключением ФГУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии" Б.Е.Л. показана терапия лекарственным препаратом "Экулизумаб" до завершения беременности и не менее 6 месяцев после родов. Терапия показана 1 раз в две недели.
Как видно из выписного эпикриза ФГУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии" роды у Б. Е.Л. произошли 12 октября 2015 года, ей рекомендован "Экулизумаб" через две недели после введения 15 октября 2015 года последней дозы.
Согласно письму министра здравоохранения Архангельской области от 31.08.2015 N 01-01-14/д2121 в настоящее время организованы мероприятия по закупке препарата "Экулизумаб" для обеспечения пациента.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования прокурора, суд исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу о том, что Б. Е.Л. как лицо, страдающее орфанным заболеванием, относится к категории граждан имеющих право на бесплатное обеспечение всеми жизненно необходимыми лекарственными средствами, обязанность по обеспечению которыми должна быть возложена на Министерство здравоохранения Архангельской области, при том, что как судом установлено, что до настоящего времени она не обеспечена жизненно необходимым лекарственным средством"Экулизумаб".
На основании общего правила ст. 26 Закона Архангельской области от 18.03.2013 N629-38-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан" обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в указанный перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также ведение регионального сегмента Федерального регистра лиц, страдающих такими заболеваниями, и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляются уполномоченным исполнительным органом.
Согласно п. п. 1 и 8 Положения о министерстве здравоохранения Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 27.03.2012 N 119-пп, Министерство здравоохранения Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере охраны здоровья, который, в частности, осуществляет в сфере своего ведения организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
По делу видно, что введение Б. Е.Л. препарата "Экулизумаб" 29 октября 2015 года в ГБУЗ АО "Архангельская областная клиническая больница" не состоялось ввиду отсутствия данного лекарственного средства.
Утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что в качестве доказательств нуждаемости истицы в патогенетической терапии препаратом "Экулизумаб" и срока его введения судом необоснованно приняты заключение врачебного консилиума ГБУЗ "Архангельской областная клиническая больница" и выписной эпикриз ФГУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии" не влияет на законность выводов суда, поскольку нуждаемость Б. Е.Л. в данном виде терапии никем не отрицается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу положений федерального и регионального законодательства ответчик в конкрентном случае не обеспечивает пациента необходимым лекарственным препаратом, а организовывает такое обеспечение, также не являются основанием для ее удовлетворения.
Министерство здравоохранения Архангельской области, являющееся уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Архангельской области, и по итогам аукциона на поставку лекарственного препарата "Экулизумаб" заключающим государственный контракт на его поставку пациентам.
Учитывая, что обстоятельства имеющие значение по делу судом установлены правильно, не допущено неправильного применения норм материального права и нарушений процессуального права, проверены все доводы сторон, представленным доказательствам дана оценка, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 2 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства здравоохранения Архангельской области К. Д.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Н.В.Дивин
Судьи:
Л.Ю.Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.