Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев административное дело по жалобе Колпачникова А.А. на решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 декабря 2015 года,
установил:
постановлением заместителя начальника ОМВД России по городу Северодвинску от 28 октября 2015 года Колпачников А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 декабря 2015 года указанное постановление должностного лица изменено путем исключения из мотивированной части вывода о том, что Колпачников А.А. не обеспечил наличие на стрелковом объекте инструкции по пропускному и внутриобъективному режиму. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, адресованной Архангельскому областному суду, Колпачников А.А. просит решение судьи отменить, считая его незаконным.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для отмены или изменения решения.
Частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в органах внутренних дел не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Во исполнение упомянутого выше Закона 21 июля 1998 года Правительством РФ принято постановление N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", которым утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 55 и 58 Правил хранение оружия и патронов юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов, дымного или бездымного пороха в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности, но не более 50 килограммов расфасованного для розничной торговли дымного или бездымного пороха.
Требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и в хранилищах оружия и патронов, в помещениях для показа, демонстрации либо торговли оружием и патронами, в стрелковых тирах и на стрельбищах, расположенных вне производственных территорий, а также требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядок приема на хранение оружия и патронов к нему, порядок их выдачи для использования, система мер по обеспечению безопасности при владении оружием, обязательные требования по ведению учета оружия и патронов установлены Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 (далее - Инструкции).
В силу подпункта "е" пункта 127 Инструкции лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведется список закрепления оружия, размещенного в сейфах, шкафах, пирамидах.
Согласно пункту 146 Инструкции в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах.
Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия.
Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов.
При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.
Как усматривается из материалов дела, 14 октября 2015 года Центром лицензионно-разрешительной работы УМВД России по Архангельской области на основании приказа УМВД России по Архангельской области от 02 октября 2015 года N 963 и распоряжения начальника ОМВД России по городу Северодвинску от 07 октября 2015 года N 121р проведена проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов в автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования Учебный Центр " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес".
В ходе проверки выявлены нарушения правил хранения оружия и патронов, а именно:
- в нарушение пункта 146 Инструкции не проведена ежеквартальная сверка соответствия наличия оружия и патронов данным учетным документов, отсутствуют соответствующие записи в учетных документах:
- в нарушение подпункта "е" пункта 127 Инструкции отсутствует список закрепленного оружия в сейфах N1 и N2.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2.4 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно приказу директора Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования Учебный Центр " "данные изъяты" N4/к от 06 июля 2015 года заместитель директора Колпачников А.А. назначен ответственным за сохранность оружия и патронов. Копия приказа имеется в материалах дела, поэтому доводы жалобы о том, что указанные обстоятельства не установлены, не состоятельны.
Таким образом, действия Колпачников А.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее правила хранения оружия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы жалобы об отсутствии нарушения подпункта "е" пункта 127 и пункта 146 Инструкции, были предметом проверки судьи городского суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующем судебном решении.
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Инструкция в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" устанавливает требования к сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему, направленные на исключение доступа к ним посторонних лиц; устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов.
Исходя из требований обеспечения сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему судья пришел к правильному выводу, что сверка должна производится непосредственно после завершения квартала.
Однако по окончании третьего квартала и до 14 октября 2015 года сверка соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах не проведена, что является нарушением п.146 Инструкции.
Подпунктом "е" пункта 127 Инструкции прямо предусмотрена обязанность по составлению списка закрепления оружия, размещенного в сейфах.
С учетом изложенного доводы настоящей жалобы о неправильном применении норм материального права основаны на субъективном толковании норм закона и не могут быть признаны обоснованными.
В своем объяснении Колпачников А.А. признал, что допустил не выполнение подпункта "е" пункта 127 и пункта 146 Инструкции, с выявленными нарушениями согласился. При этом положения статьи 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ ему разъяснены.
При ознакомлении с протоколом об административном правонарушении Колпачников А.А. согласился с вмененным административным правонарушением.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении содержится описание состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, и указано, в чем выразилось нарушение Колпачниковым А.А. правил хранения и учета оружия.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" податель жалобы не учитывает, что сотрудники полиции, проводившие проверку, действовали в пределах прав и обязанностей, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
В соответствии со статьей 2 указанного Закона к основным направлениям деятельности полиции относится контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
На полицию возложена обязанность контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия (п. 21 ст.12 Закона).
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей в соответствии с пунктом 22 статьи 13 Закона предоставляется право проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях.
В силу статьи 28 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций.
При этом судьей городского суда правильно указано, что проверка соблюдения порядка хранения и учета оружия и боеприпасов проводилась в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного Приказом МВД России от 29 июня 2012 года N 646.
Ссылка судьи на пункты 24.2 Регламента, в недействующей редакции, не является основанием для отмены судебного решения.
В силу п.24.2 срок исполнения государственной функции при проведении проверки наличия, организации хранения и учета, а также технического состояния оружия и патронов соответствует срокам выполнения отдельных административных процедур (действий) и осуществляется в отношении юридических лиц, осуществляющих хранение или хранение и использование оружия и патронов, - не реже 1 раза в полугодие по месту хранения и (или) использования.
Таким образом, Регламент не ограничивает право проводить проверку наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, один раз в полугодие. Установлены только минимальные требования к периодичности проведения таких проверок - не реже указанного срока.
Согласно пункту 5.5 Регламента должностные лица подразделений МВД России и территориальных органов МВД России, исполняющие государственную функцию, имеют право требовать от физических или юридических лиц представления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимой для выполнения контрольных функций.
Таким образом получение должностным лицом при проверке копий лицензии, договора аренды на тир, на КХО осуществлено в рамках имеющихся полномочий и соответствует требованиям закона и изданных в соответствии с ним нормативно-правовых актов.
По существу в жалобе Колпачникова А.А. не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, и не содержится обстоятельств, которые могут служить основанием для отмены решения.
Несогласие Колпачникова А.А. с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, может быть назначено наказание в размере менее минимального размера, административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа составляет не менее пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц. В соответствии с частью 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа при назначении наказания в соответствии с частью 2.2 статьи не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного для должностных лиц соответствующей статьей.
Административное наказание в виде административного штрафа 25000 рублей назначено Колпачникову А.А. в размере ниже минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.8 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания физическому лицу, установленных статьями 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Возможность назначения иного вида наказания санкция части 1 статьи 20.8 КоАП РФ не предусматривает.
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден. Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Вопреки доводам Колпачникова А.А. решение вынесено судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобу Колпачникова А.А. - без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.