Судья Архангельского областного суда Пантелеев В.В., рассмотрев жалобу врио заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г.Архангельску ФИО6 на решение судьи Исакогорского районного суда города Архангельска от 22 декабря 2015 года,
установил:
постановлением врио заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г.Архангельску ФИО7. от 26 августа 2015 года государственное автономное учреждение Архангельской области " "данные изъяты"" привлекалось к административной ответственности по ч.7 ст. 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с наложением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Исакогорского районного суда города Архангельска от 22 декабря 2015 года указанное постановление по жалобе защитника государственного автономного учреждения Архангельской области " "данные изъяты"" ФИО8 отменено, производство по делу прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
Врио заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г.Архангельску ФИО9. в жалобе в областной суд просит отменить решение как незаконное.
Государственное автономное учреждение Архангельской области " "данные изъяты"" в отзыве на жалобу решение судьи считает правильным, а жалобу необоснованной.
В областном суде защитник государственного автономного учреждения Архангельской области " "данные изъяты"" ФИО11. с жалобой не согласен, решение судьи считает правильным.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав объяснения защитника, нахожу решение подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в силу следующего.
Из обжалуемого решения видно, что судья отменил вынесенное должностным лицом постановление по тем основаниям, что в нём не описаны обстоятельства вмененного юридическому лицу административного правонарушения. Не указаны время, место, способ совершения административного правонарушения, форма вины, обстоятельства, свидетельствующие о событии административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении возбуждено по ч.4 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в то время как постановление по делу об административном правонарушении вынесено по ч.7 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
По существу судья пришел к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении является недостаточно мотивированным, поскольку в нём не приведены существенные обстоятельства совершения административного правонарушения.
Между тем, недостаточно мотивированное, по мнению судьи, постановление должностного лица само по себе не свидетельствует о его незаконности. Недостатки в постановлении по делу об административном правонарушении устраняются в ходе его пересмотра.
Из материалов дела об административном правонарушении следует и в постановлении по делу об административном правонарушении отражено, что 26 июня 2015 года в 14:00 водитель государственного автономного учреждения Архангельской области " "данные изъяты"" ФИО12. управлял автопоездом в составе автомашины "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, и полуприцепа "данные изъяты", государственный регистрационный знак N.
На автопоезде перевозил крупногабаритный груз (трактор лесопожарный "данные изъяты") на основании специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Однако в специальном разрешении отсутствовали отметка владельца транспортного средства - государственного автономного учреждения Архангельской области " "данные изъяты"" о поездке и отметка грузоотправителя об отгрузке груза.
Определением от 05 июля 2015 года в отношении государственного автономного учреждения Архангельской области " "данные изъяты"" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусматривалась ч. 4 ст. 12.21.1 КоАП РФ (в редакции ФЗ от 24.07.2007 N210-ФЗ).
Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица составлен 22 июля 2015 года, в котором также содержится описание состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции ФЗ от 24.07.2007 N210-ФЗ).
Федеральным законом от 13.07.2015 N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов" в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения.
Статья 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в новой редакции: "Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", которая начала действовать с 24 июля 2015 года.
Отмененное судьей постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом 26 августа 2015 года, когда действовала новая редакция статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья не изучил положения статьи 1.7 КоАП РФ о действии законодательства об административных правонарушениях во времени.
Между тем, статьей 1.7 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
В нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях, установленных статьей 24.1 КоАП РФ, судья не принял меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела.
Не исследовал объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ в редакции на день совершения административного правонарушения, и административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.12.21.1 КоАП РФ в редакции на день рассмотрения дела об административном правонарушении.
Не изучил санкцию ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ в редакции на день совершения административного правонарушения и санкцию ч.7 ст.12.21.1 КоАП РФ в редакции на день рассмотрения дела об административном правонарушении.
Как следствие, судья не определил, каким законом следовало руководствоваться при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
В частности, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, судья не выяснил, в нарушение ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело в полном объеме не проверил.
Согласно статье 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства допускается при наличии специальных разрешений.
Пунктом 23.5 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов регламентируются постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
В Приложении N 1 к Порядку выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258, утверждена форма специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
В пункте 3 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 24 июля 2012 г. N 258, перечислена информация, которая должна содержаться в специальном разрешении.
В частности, в специальном разрешении должна содержаться информация о поездке (поездках) транспортного средства (указана дата начала каждой поездки, заверенная подписью ответственного лица и печатью организации), отметки грузоотправителя об отгрузке груза при межрегиональных и местных перевозках (указана даты отгрузки, реквизиты грузоотправителя, заверенные подписью ответственного лица и печатью организации-грузоотправителя).
В подтверждение перевозки крупногабаритного груза с нарушением указанных специальных правил уполномоченным должностным лицом полиции в материалы дела представлены: специальное разрешение, протокол об административном правонарушении, путевой лист и транспортная накладная, объяснение водителя ФИО13. (л.д.9,10,13,14,22).
Приведенные и другие представленные по делу доказательства не получили в решении никакой правовой оценки, что повлекло существенное нарушение статьи 26.11 КоАП РФ, обязывающей исследовать и давать оценку всем доказательствам, собранным по делу, что судьей сделано не было.
Допущенные судьей процессуальные нарушения носят существенный характер и не могут быть устранены при пересмотре решения по делу об административном правонарушении, ввиду истечения установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности отнесено пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу врио заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г.Архангельску ФИО14. удовлетворить частично.
Решение судьи Исакогорского районного суда города Архангельска от 22 декабря 2015 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения государственного автономного учреждения Архангельской области " "данные изъяты"" к административной ответственности.
Судья В.В. Пантелеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.