судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Майоровой Л.В.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску Крайнева А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 12 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Крайнева А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить.
Включить период работы со 2 октября 2002 г. по 31 октября 2002 г. (периоды нахождения на курсах повышения квалификации) и период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР со 2 июля 1987 г. по 17 мая 1989 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Крайневу А.А. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 31 августа 2015 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Крайнева А.А. расходы по оплате госпошлины в сумме " ... " ( " ... ") рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности ФИО10., возражения Крайнева А.А., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Крайнев А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации и прохождения службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, и назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением в пенсионный орган.
В обоснование заявленных требований указывал, что, имея трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, в августе 2015 года он обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии. Однако ему было в этом отказано ввиду отсутствия у него необходимого стажа.
Из стажа его работы были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период прохождения военной службы по призыву.
Полагая данный отказ незаконным, Крайнев А.А., с учетом уточнения исковых требований, просил суд обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период прохождения военной службы по призыву с 02.07.1987 по 17.05.1989, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 02.10.2002 по 31.10.2002 и обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган, то есть с 31 августа 2015 года.
Представитель ответчика ФИО11. возражала против удовлетворения иска.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции
о необходимости включения в специальный стаж истца периодов его обучения на курсах повышения квалификации и службы в армии, поскольку действующим законодательством РФ не предусмотрено включение данных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Кроме того, ссылается на то, что пенсия истцу может быть назначена только с момента вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.ч.3,4 ст.30 вышеназванного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Подпункт "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступившего в силу с 01.01.2015, предполагает, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Главным условием для назначения досрочной страховой пенсии, как видно из указанных документов, является лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от возраста.
Как усматривается из материалов дела, 31 августа 2015 года Крайнев А.А. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
с заявлением о досрочном назначении пенсии как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет (л.д. 33).
Письмом от 15.09.2015 исх. N истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. В специальный стаж Крайнева А.А. не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02.10.2002 по 31.10.2002 и прохождения военной службы по призыву с 02.07.1987 по 17.05.1989, поскольку действующее законодательство РФ такого зачета не предусматривает. По подсчетам ответчика в стаж истца на соответствующих видах работ для досрочного пенсионного обеспечения подлежат зачету 28 лет 0 месяцев 17 дней (л.д. 16-17).
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что с 01.09.1986 по 21.06.1996 истец Крайнев А.А. обучался в " ... " медицинской академии.
Согласно военному билету серии N, выданному " ... " районным военным комиссариатом "адрес" 01.07.1987, в период с 02.07.1987 по 17.05.1989 истец проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР (л.д. 20-21).
Из трудовой книжки усматривается, что Крайнев А.А. 01.06.1995 принят на должность дежурного санитара " ... " временно на 3 месяца по " ... " разряду ЕТС (по контракту); 01.09.1995 уволен в связи с окончанием срока действия контракта; 15.01.1996 принят временно на должность дежурного санитара " ... " на период отсутствия постоянного сотрудника; 03.02.1996 уволен в связи с окончанием срока договора; 01.08.1996 зачислен врачом-интерном по " ... " в " ... " " ... " больницу; после окончания интернатуры 01.07.1997 принят в отделение " ... " на должность врача- " ... ". На основании Приказа Управления здравоохранения от 30.08.2000 " ... " " ... " больница переименована в " ... " " ... " " ... " больницу. На основании распоряжения Правительства Орловской области от 26.09.2011 N ОГУЗ " " ... " " ... " " ... " больница" переименовано в БУЗ Орловской области " " ... " " ... " " ... " больница". На основании приказа БУЗ Орловской области " " ... " " ... " " ... " больница" N от 12.07.2013 отделение " ... " переименовано в отделение " ... " с палатами " ... ", в котором истец работает по настоящее время в должности врача " ... " (л.д. 8-13).
Разрешая заявленные исковые требования о включении в специальный стаж периода службы Крайнева А.А. в Вооруженных Силах СССР с 02.07.1987 по 17.05.1989, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действовавшее в указанный период времени пенсионное законодательство предусматривало возможность зачета службы по призыву в специальный стаж, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления пенсионных прав истца.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 мая 2001 г. N 8-П и от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в Определении от 5 ноября 2002 г. N 320-О, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
Кроме того, из разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года
N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В указанный спорный период времени действовало Положение
о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (далее - Положение), которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации N 953 от 22 сентября 1993 года.
В силу п.п. "г" п. 1 Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Крайнева А.А. относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
Согласно п. 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось
в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам право на льготную пенсию.
На момент обращения Крайнева А.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем, период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР правильно включен районным судом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Также правомерно судом первой инстанции были удовлетворены требования Крайнева А.А. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периода нахождения на курсах повышения квалификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые применяются в части, не урегулированной Правилами от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании п. 5 приведенных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
При этом каких-либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации указанные Правила не содержат.
В соответствии со ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ).
Для допуска к осуществлению лечебной деятельности медицинский работник обязан проходить специализацию 1 раз в 5 лет, что предусмотрено в Перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ от 05 июня 1998 года N 186.
Таким образом, в соответствии со специальными нормативными актами для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается
к служебной командировке.
Из п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 610 следует, что целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований
к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Согласно п. 26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
В соответствии со справкой БУЗ Орловской области " " ... " " ... " " ... " больница" от 31.08.2015 N, а также выпиской из приказа БУЗ Орловской области " " ... " " ... " " ... " больница" от 30.09.2002 N истец Крайнев А.А. был командирован в "адрес" в РМАПО на тематическое усовершенствование по " ... " с 02.10.2002 по 31.10.2002 с сохранением среднего заработка (л.д. 14-15).
При этом пенсионным органом не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие уплаты работодателем страховых взносов с заработка истца в указанный период.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел
к правильному выводу о включении периода нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В силу ч. 1 с. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку включение спорных периодов составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего истцу право на досрочную страховую пенсию по старости, а также учитывая соблюдение иных условий, предусмотренных п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", о достижении истцом возраста и наличии страхового стажа, суд первой инстанции обоснованно обязал ГУ- УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Крайневу А.А. пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 31 августа 2015 года.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что на ГУ- УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области необоснованно возложена обязанность по назначению истцу пенсии с 31 августа 2015 года не влечет отмену состоявшегося по делу решения суда первой инстанции, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Иных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего отсутствуют правовые основания для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 12 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ- УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.