Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.
судей Курлаевой Л.И., Ларионовой С.В.,
при секретаре Макешиной Н.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.А.Д. к администрации "адрес" о признании необоснованным отказа в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе Е.А.Д. на решение Советского районного суда "адрес" от "дата", которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав дело по докладу судьи ФИО3 областного суда ФИО15, выслушав представителей истца П.А.И., Б.Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Е.В.В., полагавшего оставить решение без изменения, судебная коллегия Н.С.,
установила:
Е.А.Д. обратился в суд с иском к администрации "адрес" о признании необоснованным отказа в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Исковые требования мотивированы тем, что он в соответствии с Федеральным законом от "дата" N5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от "дата" N "Об обеспечении жильем ветеранов И.В.О. войны 1941-1945 годов" подал ответчику заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и приложил к заявлению все необходимые документы. Однако, письмом от "дата", ответчик отказал ему в удовлетворении заявления в связи с тем, что общая площадь жилых помещений, находящихся в пользовании Е.А.Д. и членов его семьи составляет " ... " кв.м., то есть на каждого члена его семьи приходится по " ... " кв.м. общей площади, что превышает учетную норму, которая для "адрес" установлена в размере " ... " кв.м. на одного человека.
Е.А.Д. указывает, что проживает в трехкомнатной квартире, общей площадью " ... " кв.м., расположенной по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". Квартира принадлежит на праве собственности его дочери Б.Е.А. В данной квартире зарегистрированы и проживают " ... " человек: Б.А.В., Б.В.В., Б.М.В., Б.Е.А., Б.Т.В. и он. Незначительное превышение учетной нормы не может лишить его права на обеспечение жилой площадью.
Просил признать отказ администрации "адрес" в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма необоснованным и обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Е.А.Д. ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии нового об удовлетворении исковых требований.
Ссылается на то, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства.
Указывает, что в квартире, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" проживают несколько семей, и, что он не является членом семьи Б.В.В.
Полагает, что факт наличия у Б.В.В. в собственности ? доли квартиры общей площадью " ... " кв.м. не мог быть принят судом как безусловное основание для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана И.В.О. войны 1941-1945 г., поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи. Отмечает, что Б.В.В. своей собственностью не пользуется, в вышеуказанную квартиру не вселялся и не проживал там.
Считает, что незначительное превышение учетной нормы не может лишить его права на обеспечение жилой площадью.
В судебном заседании представители истца П.А.И. и Б.Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации "адрес" Е.В.В. полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание не явились истец Е.А.Д. и представитель третьего лица - Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства " ... ", извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили. В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.
Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов И.В.О. войны 1941-1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов И.В.О. войны, членов семей погибших (умерших) И.В.О. и участников И.В.О. войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от "дата" N 5-ФЗ " О ветеранах" ( в редакции Указа Президента Российской Федерации от "дата" N)
В силу статьи 14 Федерального закона от "дата" N5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон) предусмотрено в качестве меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата", которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от имущественного положения.
На основании статьи 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата", и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15, 17-19 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона ФИО3 "адрес" от "дата" N-ОЗ " О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" предоставляемых по договорам социального найма" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом ФИО3 "адрес", признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным федеральным законодательством, а также иные категории граждан, определенные федеральным законодательством.
Согласно статьи 3 указанного выше закона, нуждающимися в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма признаются граждане являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех указанных жилых помещений.
Как следует из частей 1,2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Член семьи собственника жилого помещения имею право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от "дата" N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" для признания членом семьи в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется.
Судом установлено, что Е.А.Д. является инвалидом " ... " группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.
Истец зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес", пер. Карачевский, "адрес". Помимо него, в указанной квартире зарегистрировано еще " ... " человек: дочь Б.Е.А., зять Б.В.В., внуки : Б.М.В., Б.А.В., Б.Т.В., что подтверждается копией лицевого счета (л.д. " ... ") и справкой Закрытого акционерного общества " " ... " N" (л.д. 19).
Данная квартира принадлежит Б.Е.А. - дочери истца по договору на передачу квартиры в собственность от "дата" (л.д. " ... "), имеет общую площадь " ... " кв.м., в том числе " ... " кв.м. ( " ... ").
В собственности у Б.В.В. имеется ? доля в праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу : "адрес", площадь которой составляет " ... " кв.м.
Материалами дела подтверждено, что все проживающие в квартире являются членами одной семьи, проживают совместно, ведут общее хозяйство, вместе питаются, оказывают друг другу помощь и проявляют заботу по отношению друг к другу.
"дата" истец обратился в администрацию "адрес" с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, как инвалида Великой Отечественной войны (л.д. " ... ").
Письмом от "дата" в удовлетворении заявления ему было отказано в связи с тем, что общая площадь жилых помещений, находящихся в его пользовании и членов его семьи составляет " ... " кв.м., то есть на каждого члена семьи приходится по " ... " кв.м. общей площади, что превышает учетную норму (л.д. " ... ").
Оставляя исковые требования без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что истец является членом семьи своей дочери, обеспечен жилой площадью более учетной нормы.
Судебная коллегия считает, что суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истца.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходимым условием является, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
В соответствии с решением ФИО3 народных депутатов от "дата" учетная норма общей площади жилого помещения в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет на одного человека - " ... " кв.м.
Согласно материалам дела, общая площадь жилых помещений, находящихся в пользовании Е.А.Д. и членов его семьи составляет " ... " кв.м., то есть на каждого члена его семьи приходится по " ... " кв.м. общей площади, что превышает учетную норму, которая для "адрес" установлена в размере " ... " кв.м. на одного человека.
Таким образом у истца отсутствуют основания для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, а значит, отсутствуют основания и на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от "дата"
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, и не могут являться основанием к отмене постановленного судом решения. По существу жалоба направлена на иную оценку фактических обстоятельств и не содержит ссылку на иные обстоятельства, которые не были бы проверены судом первой инстанции. Правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 областного суда
определила:
решение Советского районного суда "адрес" от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.