судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Настепанине В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску Чупахиной О.Е. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 26 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Чупахиной О.Е. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
Включить Чупахиной О.Е. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на основании п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период нахождения в отпуске по беременности и родам с 01.06.1990 года по 26.09.1990 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 27.09.1990 года по 31.03.1992 года, в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по старости в льготном исчислении, то есть год работы за год и шесть месяцев работы.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Чупахиной О.Е. досрочную пенсию по старости с 30.07.2015 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Чупахиной О.Е. расходы по оплате госпошлины в сумме " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., выслушав объяснения представителя ГУ - УПФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ФИО9, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Чупахиной О.Е., исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Чупахина О.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее ГУ - УПФ РФ
в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
Свои требования мотивировала тем, что имея страховой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, в июле 2015 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Однако ей было в этом отказано ввиду отсутствия у нее необходимого стажа.
Полагала, что пенсионный орган ошибочно засчитал в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии периоды нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 01.06.1990 по 26.09.1990 и отпуске по уходу за ребенком с 27.09.1990 по 31.03.1992 в календарном порядке, поскольку указанные отпуска предоставлялись ей в период работы в отделении " ... " " ... " больницы, который включен ответчиком в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении.
По изложенным основаниям, с учетом уточненных в судебном заседании требований, просила суд обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области включить период нахождения в отпуске по беременности и родам с 01.06.1990 по 26.09.1990, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 27.09.1990 по 31.03.1992 в специальный стаж в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев, назначить ей досрочную пенсию по старости с 30.07.2015, то есть с даты первоначального обращения в пенсионный орган.
Представитель ответчика ФИО9 возражала против удовлетворения иска.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда первой инстанции отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.
Ссылается на то, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, так как действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения истца на больничном по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении.
Также считает, что суд неправомерно обязал Управление производить выплату истцу пенсии с 30.07.2015, поскольку такое право у нее может возникнуть только после вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с п.20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3, п.4 ст.30 вышеназванного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, и Правила от 29.10.2002 N 781, вступившие в силу с 12.11.2002.
В части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002 N 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
В силу п. 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
До введения в действие указанного постановления досрочная пенсия по старости (пенсия за выслугу лет) назначалась по Правилам и Спискам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Согласно пункту 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды после 01 ноября 1999 г. - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
В силу п.п. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2009 N449) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Приложения к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации "Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев" предусмотрена должность медицинской сестры " ... " отделения в больницах всех наименований.
Судом установлено, что решением ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 11 февраля 2015 года Чупахиной О.Е. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по основаниям отсутствия требуемого специального стажа (л.д.9).
Периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 01.06.1990 по 26.09.1990 и по уходу за ребенком с 27.09.1990 по 31.03.1992 включены в специальный стаж в календарном исчислении. По подсчетам ответчика стаж истца на соответствующих видах работ составил 29 лет 01 мес. 08 дней (л.д. 6-8).
Как усматривается из записей в трудовой книжке истца, Чупахина О.Е., "дата" рождения, имеет среднее медицинское образование, профессия - медсестра, с 01.08.1988 по настоящее время осуществляет деятельность по охране здоровья населения в " ... " отделении " ... " больницы, впоследствии переименованной в БУЗ Орловской области " " ... " больница " ... " (л.д. 10-11).
При этом в период работы в вышеназванном лечебном учреждении Чупахина ( " ... ") О.Е. находилась в отпуске по беременности и родам с 01.06.1990 по 26.09.1990, а также в отпуске по уходу за ребенком с 27.09.1990 по 31.03.1992, что подтверждается справкой БУЗ Орловской области " " ... " больница " ... "" от 24.11.2015, исх. N, приказами по личному составу, лицевыми счетами, личной карточкой работника (форма Т-2) (л.д. 24-35).
Следовательно, истец уходила в отпуск по беременности и родам и в отпуск по уходу за ребенком ФИО14, "дата" рождения, с должности медицинской сестры " ... " отделения, работа в котором самостоятельно засчитана пенсионным органом в стаж для назначения пенсии в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев.
На момент ухода Чупахиной О.Н. в данный отпуск действовало Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 N235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", согласно п. "б" ст.1 которого, работающим женщинам было предоставлено право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и двух лет, с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам являлся в то время, выданный в порядке, определенном п.37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию утвержденного постановлением Президиума ВЦПС от 12 ноября 1984 г. N13-6, листок нетрудоспособности.
В соответствии со ст.167 КЗоТ РФ, п. 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 N517, разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 N156/10-30 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет", время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22.08.1989 N677 с 01.12.1989 было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, из которых полтора года являлись частично оплачиваемыми.
Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" статья 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденная Законом СССР от 15.07.1970, изложена в новой редакции, которая предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Лишь с 06.10.1992, то есть со дня вступления в силу Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР" от 25.09.1992 период нахождения в отпуске по уходу за детьми перестал включаться в стаж работы для назначения пенсии на льготных условиях.
В п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъясняется, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним Законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.
Разрешая заявленные исковые требования и установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что отпуск по уходу за ребенком ФИО14 с 27.09.1990 по 31.03.1992 начался у истца до 06.10.1992, то есть до вступления в силу Закона N 3543-1 от 25.09.1992, а отпуск по беременности и родам с 01.06.1990 по 26.09.1990 является периодом получения пособия по беременности и родам с учетом временной нетрудоспособности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные периоды подлежат зачету в стаж работы истца по специальности, дающий ей право на досрочную пенсию независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая, что данные периоды приходятся на время выполнения Чупахиной О.Н. должностных обязанностей медицинской сестры в " ... " отделении " ... " больницы, работа в котором в соответствии с действующим законодательством засчитывается в стаж в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за каждый полный год работы, они должны быть исчислены в таком же льготном порядке.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком женщине выдается листок нетрудоспособности, и она получает пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении в этот период трудовых отношений по занимаемой должности, и. как следствие, сохранении всех гарантий, в том числе, включении периодов нахождения в указанных отпусках в стаж для досрочного назначения пенсии в том же порядке, как и периоды работы, то есть в льготном исчислении.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Удовлетворяя требования Чупахиной О.Н. и обязывая ответчика назначить ей пенсию с 30.07.2015, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату истец имела право на назначение льготной пенсии, обратившись с пенсионный орган с соответствующим заявлением и приложив к нему необходимые для назначения пенсии документы, однако ей в этом было необоснованно отказано.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
Оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.