Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.,
судей Сафроновой Л.И., Старцевой С.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Юткина Э.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области о признании незаконным отказа комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 03 ноября 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования Юткина Э.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области о признании незаконным отказа комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "дата" об отказе Юткину Э.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Юткина Э.В. с составом семьи 2 человека (он и жена Юткина Т.А.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами, с "дата"".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области по доверенностям Андриянцева А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Юткина Э.В. и Юткиной Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Юткин Э.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее- ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (далее- УФСИН России по Орловской области) о признании незаконным отказа комиссии ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что он проходит службу в уголовно-исполнительной системе РФ. Выслуга в календарном исчислении составляет более 12 лет. "дата" он обратился в УФСИН России по Орловской области с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения. "дата" комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказала ему в постановке на учет для получения вышеуказанной выплаты, ссылаясь на часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Полагая, что данный отказ незаконный, с учетом уточненных требований просил признать незаконным отказ комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "дата" в части отказа Юткину Э.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; обязать ФСИН России поставить Юткина Э.В. с составом семьи 2 человека (он и жена Юткина Т.А.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами, с "дата"
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России ставит вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывается, что супругой Юткина Э.В. были произведены действия с целью принятия на учет Юткина Э.В. в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии;7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
В силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ)
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 12 Правила предоставления единовременной социальной выплаты в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Судом установлено, что Юткин Э.В. проходит службу в УФСИН России по Орловской области, имеет общую продолжительность службы в учреждениях и органах более 10 лет в календарном исчислении.
"дата" Юткин Э.В. обратился в ФСИН России с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Подкомиссией Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области от "дата" было установлено, что Юткин Э.В. является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного человека менее 15 кв.м., следовательно, имеет право претендовать на получение единовременной социальной выплаты, и принято решение о направлении рапорта Юткина Э.В. в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет с семьей два человека для получения единовременной социальной выплаты.
Протоколом заседания комиссии ФСИН России N от "дата"г. Юткину Э.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с тем, что членом семьи Юткина Э.В., его супругой Юткиной Т.А., были совершены действия с целью быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Исходя из того, что основанием к отказу в постановке не учет явилось намеренное ухудшение жилищных условий истцом, то судом обоснованно проверялось, совершены ли Юткиным Э.В., и членами его семьи действия по умышленному ухудшению своих жилищных условий.
Установлено и не оспаривалось ответчиками, что Юткин Э.В. с "дата" зарегистрирован и проживает в качестве члена семьи собственника в жилом помещении общей площадью " ... "., расположенном по адресу: "адрес" принадлежащем на основании договора купли- продажи от "дата" его матери Ю.Г.А.
Также с "дата" в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают Ю.Г.А. (мать истца, собственник) и Ю.В.И. (отец истца). В собственности родителей Юткина Э.В. другого жилого помещения не имеется, что подтверждается данными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области.
"дата" Юткин Э.В. заключил брак с Юткиной (Афоничевой) Т.А. После регистрации брака Юткина Т.А. была вселена в жилое помещение в качестве члена семьи с согласия собственника Ю.Г.А.
Данный вывод суда нашёл своё подтверждение в свидетельских показаниях ООО и ВВВ ( соседи).
В настоящее время в квартире общей площадью " ... " зарегистрированы и проживают четыре человека Ю.Г.А., Ю.В.И., Юткин Э.В. и Юткина Т.А., то есть на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы (15 кв.м.) по 13,2 кв.м.
Юткин Э.В. и его супруга Юткина Т.А. не являются собственниками жилых помещений, а также нанимателями и членами семьи нанимателя по договору социального найма.
Исходя из того, что ограничения в постановке сотрудников на учёт для получения единовременной выплаты возможны только в случаях совершения ими или членами их семьи умышленных действий, целью которых является создание искусственного ухудшения жилищных условий, перечень данных оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, при этом вселение в жилое помещение супруги закон не относит к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, то вселение Юткиной Т.А. в жилое помещение к своему супругу Юткину Э.В. не может являться умышленным ухудшением жилищных условий.
То, что регистрация Юткиной Т.А. в квартире свекрови была произведена лишь в ноябре 2013 г. в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ не может свидетельствовать о преднамеренных действиях по ухудшению жилищных условий.
В соответствии со статьей Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, наличие у Юткиной Т.А. регистрации по иному адресу (в жилом доме, принадлежащем её бабушке) само по себе о её фактическом проживании в данном жилом помещении не свидетельствует. Установлено судом и не оспорено ответчиком, Юткина Т.А. в "дата" сразу после регистрации брака, с согласия собственника жилого помещения была вселена в квартиру, расположенную по адресу: "адрес" в качестве члена семьи собственника, а регистрация Юткиной Т.А. в данном жилом помещении в ноябре 2013 г., лишь подтвердила факт её постоянного проживания по указанному адресу и законность вселения. До регистрации брака Юткина Т.А. проживала в жилом доме площадью 60,8 кв.м., принадлежащем на праве собственности бабушки Юткиной Т.А., где также зарегистрированы родители Юткиной Т.А. и её брат.
То, что Юткин Э.В. стал нуждающимся в улучшении жилищных условий только после вселения в жилое помещение супруги, её регистрации, и ему будет предоставлена единовременная социальная выплата с учётом совместно проживающих членов его семьи (супруги), не может являться преднамеренным ухудшением жилищных условий, поскольку в силу статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членом семьи сотрудника является супруга (супруг) и государство предоставляет единовременную выплату сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворения исковых требований Юткина Э.В.
В связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что супруга истца намеренно ухудшила жилищные условия с целью состоять на учёте, опровергается вышеприведёнными доказательствами. Кроме того, в силу положений пункта 1 части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 года к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, не относится вселение супруга (супруги) и несовершеннолетних детей сотрудника, вне зависимости от того, является ли сотрудник собственником или нанимателем жилого помещения, в которое вселяются супруга и несовершеннолетний ребёнок.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 03 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.