Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Чердынцевой В.Г.,
судей областного суда Анненковой К.К., Никитиной А.И.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрев 16 декабря 2015 года в открытом судебном заседании в городе Оренбурге апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 11 сентября 2015 года по гражданскому делу по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования город Новотроицк о признании незаконным бездействия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Новотроицк Оренбургской области, об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов,
установила
Орский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО город Новотроицк Оренбургской области и просил признать незаконным бездействие администрации муниципального округа г.Новотроицк, выразившееся в ненадлежащей организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, расположенных на территории города, обязать администрацию в срок до 01 октября 2020 организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории города Новотроицк в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.
После уточнения исковых требований просил обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк в срок до 01 октября 2020 года в пределах полномочий организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на городской свалке ТБО на земельном участке под кадастровым номером *** расположенном в г.Новотроицке Оренбургской области, в юго - восточной части кадастрового квартала *** в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения экологического законодательства в границах МО город Новотроицк выявлен факт организации городской свалки ТБО, не соответствующей нормам действующего санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства Российской Федерации. Вопросы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г.Новотроицка администрацией в настоящее время не решены. Полигон твердых бытовых отходов, соответствующий требованиям законодательства отсутствует. Сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения, осуществляется на исторически сложившееся место размещения отходов - городскую свалку отходов без их дальнейшей утилизации и переработки.
В судебном заседании прокурор уточненные требования поддержал.
Представитель администрации ***. требования не признал. Не оспаривал определенные законодательством полномочия по сбору и вывозу отходов производства и потребления для поселений, по утилизации и переработке для муниципальных районов, однако отметил невозможность исполнения требований прокуратуры в установленные сроки ввиду отсутствия финансирования. Указал, что до настоящего времени работы в указанной сфере велись, о чем указано в решении Новотроицкого городского суда от 13 апреля 2007 года.
11 сентября 2015 года суд постановилрешение, которым исковые требования прокурора удовлетворил.
Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Новотроицк Оренбургской области.
Возложил обязанность на администрацию муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области в пределах полномочий организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, имеющихся на городской свалке ТБО на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенного в г.Новотроицке Оренбургской области, в юго - восточной части кадастрового квартала *** в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в срок до 01 октября 2020 года.
С указанным решением не согласилась администрация МО город Новотроицк и обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Заслушав доклад судьи Чердынцевой В.Г., выслушав объяснения представителя администрации МО город Новотроицк - ***., поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив решение суда и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу части второй статьи 21 и части первой статьи 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152 утверждены Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, устанавливающие основные положения по составу, содержанию и утверждению генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации.
Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов в целях обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.
Генеральная схема должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что на основании Акта проверки администрации муниципального образования г.Новотроицк от 28 июля 2015, составленного в ходе проведенной Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки деятельности администрации МО город Новотроицк Оренбургской области выявлен ряд нарушений требований природоохранного законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в связи с чем, эксплуатация городской свалки ТБО производится на земельном участке из категории земель населенных пунктов, расположенном в границах МО г.Новотроицк, с кадастровым номером ***, разрешенное использование: земельный участок, предназначенный для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства на земельном участке полигона промышленных и бытовых отходов.
Эксплуатируемая городская свалка введена в эксплуатацию в 1970 году.
Данная городская свалка расположена на землях населенных пунктов, в ГРОРО не внесена, соответственно размещение отходов на ней происходит в нарушение закона.
Отсутствует выделенный на законном основании земельный участок для эксплуатации городской свалки ТБО.
Указанные обстоятельства представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что администрацией МО г.Новотроицк как органом местного самоуправления, осуществляющим в соответствии с Уставом полномочия по вопросам местного значения поселения, допущено бездействие в части исполнения названных требований закона об обращении с отходами производства и потребления, что создает реальную угрозу вредного воздействия этих отходов на здоровье людей и окружающую среду, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует требованиям приведенных выше норм материального права и материалам дела.
При этом, судом обоснованно отвергнуты доводы представителя ответчика о том, что до настоящего времени администрацией работы в указанной сфере велись, о чем указано в решении Новотроицкого городского суда от 13 апреля 2007 года.
Действительно, как установлено судом, в 2007 году Орский межрайонный природоохранный прокурор обращался в суд с аналогичным иском. Решением Новотроицкого городского суда от 13 апреля 2007 года в удовлетворении требований прокурора было отказано, поскольку судом было установлено, что администрацией МО город Новотроицк были представлены доказательства, свидетельствующие о принимаемых ею мерах на тот момент по организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Между тем, до настоящего времени утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории города Новотроицка ответчиком не организована.
При таких обстоятельствах, суд верно указал, что с апреля 2007 года и по настоящее время наличие и доказанность факта бездействия администрации муниципального образования в вопросах организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нашли своё подтверждение в судебном заседании.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О п р е д е л и л а
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 11 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.