Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Никитиной А.И., Султанова Р.А.,
при секретаре Гатченко О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никишковой А.Г. к Министерству социального развития Оренбургской области о возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилья,
по апелляционной жалобе Министерства социального развития Оренбургской области на решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 14 сентября 2015 года,
Установила:
Никишкова А.Г., 00 г.р. обратилась в суд с указанным выше иском к Министерству социального развития Оренбургской области, ссылаясь в обоснование требований на то, что является вдовой умершего участника-инвалида Великой Отечественной войны. Проживает и зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ей по праву собственности, общей площадью 33,5 кв.м. по (адрес) с внучкой Слепушкиной Ан., 00 г.р. и правнучкой Слепушкиной А., 00 г.р., которые вселены и поставлены на регистрационный учет в данном жилом помещении в июле 2013 года. (дата) распоряжением Администрации МО г. Бузулук истец была поставлена на учет членов семьи умершего участника ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку уровень обеспеченности жилым помещением составил менее учетной нормы в г. Бузулуке -13,5 кв.м. Распоряжением Министерства социального развития Оренбургской области от (дата) ей отказано в предоставлении социальной выплаты со ссылкой на то, что она поставлена на учет органом местного самоуправления с нарушением норм ЖК РФ, поскольку вселение и регистрация в ее квартире внучки и правнучки без необходимости являются намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий Никишковой А.Г., следовательно постановка ее на учет возможна не ранее истечения пяти лет с момента совершения таких действий - (дата). Полагая отказ в социальной выплате незаконным, ссылалась на то, что вселение в квартиру внучки и правнучки связано с тяжелыми жизненными обстоятельствами, необходимостью осуществления ухода за ней, в котором она нуждается, поэтому намеренным ухудшением жилищных условий её действия не являются. Просила суд признать незаконным распоряжение Министерства социального развития Оренбургской области N от (дата) в части отказа в предоставлении её социальной выплаты на приобретение жилья и обязать ответчика предоставить ей такую социальную выплату, обратить решение суда к немедленному исполнению по причине ее преклонного возраста и ухудшающегося состояния здоровья.
В судебном заседании истец Никишкова А.Г. участия не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Соколова Е.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Министерства социального развития Оренбургской области Кузнецова Л.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, полагала, что оспариваемое распоряжение об отказе в предоставлении социальной выплаты истцу издано с соблюдением закона.
Представитель третьего лица Администрации МО г. Бузулук в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в письменном отзыве согласился с иском Никишковой А.Г.
Суд постановилрешение 14.09.2015 года, которым исковые требования Никишковой А.Г. удовлетворены в части. Суд признал незаконным распоряжение Министерства социального развития Оренбургской области N от (дата) в части отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья Никишковой А.Г. и отменил его в этой части. Обязал Министерство социального развития Оренбургской области предоставить Никишковой А.Г., как вдове ветерана Великой Отечественной войны, социальную выплату на приобретение жилья. В части обращения решения суда к немедленному исполнению отказал.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Оренбургской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым "Установить юридический факт того, что Слепушкина А.В., Слепушкина А.В. являются членами семьи Никишковой А.Г. Распоряжение Министерства социального развития Оренбургской области N от (дата) "Об отказе в предоставлении социальной выплаты" признать законным и обоснованным. Обязать Министерство социального развития Оренбургской области выдать социальную выплату на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета Никишковой А.Г., как члену семьи погибшего (умершего) участника (инвалида) ВОВ, в порядке очередности".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Никишкова А.Г., представитель третьего лица Администрации г. Бузулука, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке надлежащим образом. Никишкова А.Г. в заявлении просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения представителя Министерства социального развития Оренбургской области Ананьевой М.А., действующей на основании доверенности, представителя истца Соколовой Е.М., действующей на основании доверенности, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений третьего лица администрации г. Бузулука на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению оспариваемого решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Никишкова А.Г., 00 г.р. является супругой умершего в 00 году участника-инвалида Великой Отечественной войны, имеет инвалидность 00 группы по общему заболеванию, по медицинским показаниям нуждается в осуществлении постороннего ухода.
Проживает и зарегистрирована по месту жительства истец в неблагоустроенном жилом помещении площадью 33,5 кв.м. по адресу: (адрес) принадлежащем ей на праве собственности с 2004 года.
(дата) истцом зарегистрированы по месту жительства и вселены в указанное жилое помещение внучка Слепушкина А.В., 00 г.р. и правнучка Слепушкина А.В., 00 г.р.
Постановлением администрации г. Бузулука N от (дата) Никишкова А.Г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории "члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ", поскольку с учетом членов семьи на долю истицы приходится жилой площади менее учетной нормы, установленной в размере 13,5 кв.м.
Распоряжением Министерства социального развития Оренбургской области от (дата) N Никишковой А.Г. отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. В пояснительной записке к распоряжению указано, что при проверке документов, представленных органом местного самоуправления установлено, что Никишкова А.Г. поставлена учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с нарушением норм жилищного законодательства, поскольку намеренно ухудшила свои жилищные условия, вселив с регистрацией в жилое помещение внучку и правнучку. До их вселения в жилое помещение нуждаемость в обеспечении жильем у истца отсутствовала. На дату постановки истца на учет не истек пятилетний срок с момента намеренного ухудшения ею своих жилищных условий, который истекает (дата).
В соответствии с п.4 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" к мерам социальной поддержки, установленным для членов семей погибших (умерших) ветеранов ВОВ, отнесено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п.1 ст. 23.2 закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ)
В соответствии с п.2, 3 ст. 23.2 закона средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года N 72-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с которым меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, зарегистрированным на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и отнесенным в том числе к категории членов семей погибших(умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, учет данной
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Никишковой А.Г. суд обоснованно применил указанные выше нормы федерального и регионального законодательства, сделал правильный вывод о наличии оснований для постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (дата) органом местного самоуправления. При этом суд обоснованно исходил из того, что вселение собственником жилого помещения в квартиру в качестве членов семьи родственников с целью осуществления необходимого ухода по медицинским и возрастным показателям нельзя квалифицировать, как намеренное ухудшение жилищных условий собственника.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы Министерства социального развития сводятся к иному толкованию норм материального права, примененных судом правильно при разрешении дела, и к иному изложению резолютивной части решения суда.
Вместе с тем суд постановилрешение в пределах заявленных истцом исковых требований в соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ, основания, предусмотренных законом, для выхода за пределы заявленных требований, у суда отсутствовали. Резолютивная часть решения суда при таких обстоятельствах соответствует требованиям гражданского процессуального законодательства вопреки доводам апеллянта.
Ссылка в жалобе на неправильное наименование статуса Никишковой А.Г. в качестве вдовы, а не члена семьи умершего участника-инвалида ВОВ, на правильность решения суда не повлияло, поэтому и в этой части решение суда изменению не подлежит.
Доводы жалобы о необходимости возложения обязанности на Министерство социального развития Оренбургской области предоставить социальную выплату на приобретение жилья Никишковой А.Г. в порядке очередности, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку в соответствии с п.17, 18 Постановления Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года N 72-п (ред. от 17.08.2015г.) "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" формирование единого областного реестра ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий обусловлено временем принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а формирование списка претендентов на получение социальной выплаты производится по мере предоставления средств из федерального бюджета на соответствующий финансовый год.
Разрешение ходатайства органа местного самоуправления и отказ в предоставлении социальной выплаты Никишковой А.Г. (дата) осуществлялось на стадии формирования списка претендентов на получение социальной выплаты уже с учетом даты постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - (дата), что свидетельствует об отсутствии нарушения очередности, установленной при формировании единого областного реестра ветеранов Великой отечественной войны, членов семей умерших ветеранов ВОВ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не видит оснований для изменения решения суда первой инстанции во избежание угрозы нарушения права Никишковой А.Г. на предоставление социальной выплаты при формировании нового списка претендентов на её получение после вынесения судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, требующих дополнительной проверки судом апелляционной инстанции и не может служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
Определила:
Решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.