Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.,
судей Селютиной И.Ф., Пересыпкиной Т.И.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
с участием прокурора Пасечник Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 октября 2015 года по делу по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Оренбургской области об установлении административного надзора в отношении Чиркаева ФИО7,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что Чиркаев Ф.Н. осужден приговором *** районного суда Оренбургской области от (дата). по (статья) УК РФ на основании ч (статья) УК РФ с применением (статья) УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на (срок) без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и без ограничения свободы с содержанием в колонии общего режима.
За период отбывания наказания Чиркаев Ф.Н. нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал. В совершенном преступлении раскаялся, вину признал. В настоящее время отбывает наказание в отряде с обычными условиями. Трудоустроен на должность ФИО8, к своим обязанностям относится положительно. Имеет поощрение.
Учитывая, что преступление совершено в отношении лица, не достигшего совершеннолетнего возраста и отнесено к категории тяжких, административный истец просил установить в отношении Чиркаева Ф.Н. административный надзор на срок погашения судимости, одновременно установив ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22.00 часов до 06.00 часов.
Решением суда от 14.10.2015 г. заявление удовлетворено, суд решил:установить Чиркаеву Ф.Н. административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. Установлены административные ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства: (адрес); запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22.00 часов до 06.00 часов.
С таким решением не согласился Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области. В апелляционном представлении просит решение изменить, установить административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, без указания конкретного адреса, поскольку обратное противоречит смыслу п. 5 ч. 1 ст. 4 и ст. 11.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 4 ст. 272 КАС РФ вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и административного ответчика.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., заключение прокурора Пасечник Е.И., полагавшей, что решение суда подлежит изменению, проверив доводы апелляционного представления и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч. 2 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Чиркаев Ф.Н. осужден (дата) приговором *** районного суда Оренбургской области по (статья) УК РФ на основании (статья) УК РФ с применением (статья) УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на (срок) без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и без ограничения свободы с содержанием в колонии общего режима.
Чиркаев Ф.Н. характеризуется посредственно, за время отбывания наказания нарушений режима содержания не допускал, имеет одно поощрение. Трудоустроен на должность (должность). Дружеские отношения поддерживает с узким кругом осужденных. Мероприятия воспитательного характера посещает регулярно, из проводимых воспитательных бесед правильные выводы для себя делает не всегда.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что имеются все предусмотренные законом основания для установления административного надзора в отношении Чиркаева Ф.Н.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку основанием для установления административного надзора в отношении Чиркаева Ф.Н. является сам факт его осуждения к лишению свободы за совершение тяжкого преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Совершенное Чиркаевым Ф.Н. преступление, предусмотренное (статья) УК РФ, уголовным законом отнесено к категории тяжких (ч. 4 ст. 15 УК РФ).
Согласно п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения Чиркаеву Ф.Н. приговора) в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, суд верно применил к нему положения п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N64-ФЗ и установиладминистративный надзор сроком на 8 лет, то есть на срок, установленный для погашения судимости для данной категории преступлений, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Порядок исчисления срока административного надзора также соответствует положениям Федерального закона N64-ФЗ и установлен со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства ли пребывания (п. 1 ч. 3 ст. 5).
Установленные в отношении Чиркаева Ф.Н. административные ограничения судебная коллегия полагает соответствующими закону и тяжести совершенных им преступлений, определенными с учетом личности поднадзорного лица.
В то же время заслуживают внимания доводы апелляционного представления о том, что установление административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации по конкретному адресу противоречит положениям ст. 11 и п. 5 ч. 1 ст.4 Федерального закона N64-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с указанным доводом, поскольку установление конкретного адреса нарушает право поднадзорного лица на свободный выбор места жительства или пребывания. Кроме того, в этом случае при смене места жительства Чиркаевым Ф.Н. в отношении него не сможет быть установлен административный надзор по уже состоявшемуся решению, что нецелесообразно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым изменить редакцию установленного ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, исключив указание на конкретное место жительства Чиркаева Ф.Н., так как изменение места жительства или пребывания возможно в порядке, установленном Федеральным законом N64-ФЗ и установленные ограничения должны соблюдаться и по иному, чем указано в решении суда, месту жительства или пребывания без вынесения дополнительных судебных постановлений.
В остальной части решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное представление Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 октября 2015 года изменить, абзац 4 резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:
"1) обязательной явки два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.