Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Каширской Е.Н., Федотовой Л.Б.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора на определение Сакмарского районного суда Оренбургской области от (дата) о прекращении производства по делу по административному исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к главе администрации муниципального образования Егорьевский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Егорьевский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области о признании незаконным распоряжения главы муниципального образования,
УСТАНОВИЛА:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор, обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к главе администрации муниципального образования Егорьевский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Егорьевский сельсовет Самарского района Оренбургской области о признании незаконным распоряжений главы муниципального образования. В обоснование заявления указал, что в результате проведенной прокуратурой проверкой установлено, что (дата) главой муниципального образования Егорьевский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области издано распоряжение N "О предоставлении земельного участка" ООО 1 для складирования строительных материалов и стоянки техники. Однако, фактически этим распоряжением ООО 1 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером N общей площадью ***., находящийся в государственной собственности и относящийся к категории земель - ***
На данном земельном участке ООО 1 с (дата) с использованием собственной техники выполнил работы по созданию трех площадок путем снятия плодородного слоя почвы для размещения на них строительных материалов автомобилей и спецтехники в целях строительства линейного объекта (автодороги) для ООО 2
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор считает ненормативный правовой акт, позволивший ООО 1 самовольно пользоваться государственным земельным участком, не соответствующим положениям статей 39.3-39.36, 0-61, 77-78 Земельного кодекса РФ и правилам выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Просил суд признать незаконными: распоряжение главы муниципального образования Егорьевский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области (дата) N "О предоставлении земельного участка"; распоряжение главы муниципального образования Егорьевский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области от (дата) N "О предоставлении земельного участка" в редакции от (дата) N "О внесении дополнений в распоряжение N "О предоставлении земельного участка".
Определением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 12 октября 2015 года производство по административному делу по административному исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора прекращено в связи с неподведомственностью данного спора суду общей юрисдикции.
С определением не согласился Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор, в апелляционном представлении просит его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Прокурор Оренбургской областной прокуратуры Пасечник Е.И. поддержала изложенные доводы, просила удовлетворить представление прокурора.
Представители сторон в судебное заседание не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Судом установлено и подтверждается материалами дела то, что (дата) главой муниципального образования Егорьевский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области было издано распоряжение N "О предоставлении земельного участка", которым ООО 1 был предоставлен земельный участок, рассоложенный в районе водонапорной башни с Егорьевка, для складирования строительных материалов и стоянки техники.
Земельный участок с кадастровым номером N общей площадью ***., относится к категории земель ***
(дата) в данный правовой акт распоряжением главы МО Егорьевский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области N были внесены дополнения с указанием кадастрового номера участка, площади земельного участка, срока на который предоставлен земельный участок и обязанности землепользователя.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемые ненормативные акты органа местного самоуправления затрагивают права и законные интересы в сфере экономической и предпринимательской деятельности пришел к выводу о том, что рассмотрение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса, прекратил производство по делу и указал, что рассматриваемый спор относится к подведомственности арбитражного суда.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о наличии оснований для прекращения производства по делу является ошибочным.
Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Согласно статье 19 настоящего Кодекса, подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 52 и части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта вправе обратиться в арбитражный суд прокурор, если он полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поскольку оспариваемым актом, по мнению прокурора, нарушаются права Российской Федерации, которая согласно заявленным требованиям владеет спорным земельным участком, он вправе обратиться в суд в защиту интересов Российской Федерации.
При этом пункт 1 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такого права прокурору не предоставляет. Поэтому вывод суда о подведомственности спора арбитражному суду нельзя признать правомерным.
Выводы районного суда о том, что в данном деле имеет место экономический спор, вытекающий из предпринимательской деятельности, не обоснован, так как предметом данного дела является не спор о праве, а проверка доводов прокурора, оформленные как заявление о проверке законности действий администрации по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах определение судьи подлежит отмене, а дело направлению в тот же суд на рассмотрение по существу.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 12 октября 2015 года по делу по административному исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к главе администрации муниципального образования Егорьевский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Егорьевский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области о признании незаконным распоряжения главы муниципального образования отменить. Дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.