Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Хакимовой О.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению С.П.В., М.Р.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по (адрес) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
С.П.В., М.Р.М. обратились в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением, которое поступило (дата), указав, что они являются собственниками *** двухэтажного здания - отделения товарного бетона, литер В, общая площадь 255,6 кв.м., расположенного по адресу: (адрес) А. Указанное здание расположено на земельном участке, находящемся в государственной собственности, общей площадью 3 063 кв.м., с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, местоположение: (адрес) А.
Заявители намерены приобрести указанный земельный участок в общую долевую собственность, о чем свидетельствует сделанное ими обращение в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации (адрес) посредством подачи заявления N и N от (дата) в ГАУ "МФЦ" (адрес).
Расчет выкупной цены земельного участка при заключении договора купли-продажи будет рассчитываться из кадастровой стоимости, которая по состоянию на (дата) составляет *** рублей.
По итогам независимой оценки рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на (дата) составила *** рублей.
Просили суд установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка равной рыночной стоимости, указанной в предоставленном суду отчёте об определении рыночной стоимости земельного участка.
Административные истцы, представители административного ответчика и заинтересованных лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации Оренбургского района Оренбургской области, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Административные истцы С.П.В. и М.Р.М. просили суд рассмотреть дело без их участия.
На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку стороны и заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о явке в суд, не явились в судебное заседание, их явка не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзывы административного ответчика и заинтересованных лиц, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании пункта 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Постановлением правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года N 1122-п в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", постановлением правительства Оренбургской области от 21 декабря 2011 года N 1234-п "О проведении государственной кадастровой оценки земель в 2012 году на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, С.П.В., М.Р.М. являются собственниками (по ? доли каждый) двухэтажного здания - отделения товарного бетона, литер В, общая площадь 255,6 кв.м., расположенного по адресу: (адрес) "А". Указанное здание расположено на земельном участке, находящемся в государственной собственности, площадью 3 063 кв.м., с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, местоположение: (адрес) А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата).
Из кадастровой справки объекта недвижимости следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0251007:21 утверждена кадастровая стоимость в размере *** рублей по состоянию на (дата).
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от (дата) N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как следует из административного искового заявления, истцы намерены выкупить земельный участок, на котором находится принадлежащее им на праве собственности недвижимое имущество. Следовательно, они являются лицами, которые заинтересованы в определении рыночной стоимости земельного участка и поэтому вправе предъявить в суд требование об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С.П.В. и М.Р.М. представили в суд отчет об оценке N от (дата) об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на (дата), выполненный ООО "Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза" составленный Деловой Срюз Оценщиков З.Т.А., которая является членом Некоммерческого партнерства СРО " Деловой Срюз Оценщиков" с (дата) и Деловой Срюз Оценщиков Л.Л.В., которая также является членом Некоммерческого партнерства СРО " Деловой Срюз Оценщиков" с (дата).
Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на (дата) составляет *** рублей.
Отчёт подготовлен лицами, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка от (дата) определенная кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости, определенной по состоянию на (дата).
Согласно заключению эксперта Е.А.В., который является членом Экспертного совета Саморегулируемой организации Деловой Срюз Оценщиков - Некоммерческого партнерства СРО " Деловой Срюз Оценщиков" с (дата), N от (дата), отчет N от (дата) подготовленный ООО "Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям стандартов оценки и правилам оценочной деятельности.
Надлежащих доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете и экспертном заключении, заинтересованными лицами суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от (дата) N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление С.П.В., М.Р.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по (адрес) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 3 063 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, местоположение: (адрес) А., равной его рыночной стоимости по состоянию на (дата) в размере *** рублей на период с (дата) и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать (дата).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Мотивированное решение суда изготовлено (дата).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.