Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению З.Т.А к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области об исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих ошибку,
установил:
Загоруйко Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области. Административный истец просила признать незаконным постановление Правительства Оренбургской области N 1122-п от 24 декабря 2012 года в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N; считать измененной кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в связи с выявлением недостоверных сведений по поводу разрешенного использования земельного участка, признав, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет на 01 января 2012 года - *** рублей, на 01 января 2013 год - *** *** рублей.
Определением Оренбургского областного суда от (дата) требования о признании незаконным постановления Правительства Оренбургской области N-н от (дата) в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N выделены в отдельное производство.
В обоснование заявленных требований З.Т.А указала, что (дата) она приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1 253,73 кв.м., местонахождение объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, адрес объекта: (адрес).
Распоряжением главы МО " (адрес)" N-р от (дата) изменено целевое назначение указанного земельного участка с предоставленного "для общественно-деловых целей" на разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
По данным государственного земельного кадастра на (дата) разрешенное использование земельного участка значится как "для индивидуального жилищного строительства", иных распоряжений об изменении разрешенного использования земельного участка не издавалось.
В 2013 году межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N по Оренбургской области предъявила заявителю налог на земельный участок за 2012, 2013 годы, где сумма исчисленного налога была явно завышена, поскольку была рассчитана к разрешенному использованию земельного участка "для общественно-деловых целей".
В начале 2013 года по заявлению З.Т.А, указанная ошибка в государственном кадастре недвижимости исправлена.
При обращении З.Т.А. в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области с целью перерасчета кадастровой стоимости земельного участка в связи с допущенной ошибкой, было установлено, что без наличия каких-либо распорядительных актов были внесены изменения по виду разрешенного использования земельного участка и указан прежний вид "для общественно-деловых целей".
До начала судебного заседания - (дата) З.Т.А уточнила заявленные требования и просила суд устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости техническую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером N, признав что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет на (дата) *** рублей, на (дата) ***
Административный истец, представитель административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, представитель Правительства Оренбургской области, представитель администрации МО г. Бугуруслан Оренбургской области привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещённые о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы.
Административный истец З.Т.А, административный ответчик ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, заинтересованное лицо администрация муниципального образования " (адрес)" в письменных заявлениях, просили рассмотреть дело без их участия.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание уточненное исковое заявление З.Т.А, представленные сторонами доказательства и отзывы, суд считает заявленный административный иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Из материалов дела следует, что с (дата) З.Т.А является собственником земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 1 253,73 кв.м., местонахождение объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, адрес объекта: (адрес).
Распоряжением главы МО " (адрес)" N-р от (дата) изменено целевое назначение указанного земельного участка с представленного "для общественно-деловых целей" на разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 20).
По данным государственного земельного кадастра на (дата) разрешенное использование земельного участка значилось как "для индивидуального жилищного строительства" (л.д. 21).
Вместе с тем, как следует из письменного отзыва ФГБУ "ФКП Росреестра" в 2012 году на территории Оренбургской области проведена очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов.
Организатором государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Оренбургской области в 2012 году, выступило Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. Непосредственный расчет осуществил независимый оценщик - ООО "НПП Гипрозем".
Результаты государственной кадастровой оценке земель утверждены постановлением правительства Оренбургской области от (дата) N-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области.
Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего З.Т.А в размере 1 874 577,10 руб. внесена в государственный кадастр недвижимости (дата) на основании приложения N к постановлению N-п.
Расчет кадастровой стоимости земельного участка произведен в соответствии с приложением N применительно к группе 5 разрешенного использования земельного участка (земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), а не к группе 2 (земельным участкам, предназначенным для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки).
(дата) на основании заявления З.Т.А о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N от (дата), распоряжением главы МО " (адрес)" от (дата) N-р внесены сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером N.
Кадастровая стоимость ( *** указанного земельного участка рассчитана (дата) с применением удельного показателя кадастровой стоимости (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки) 2 группы видов разрешенного использования (218,12 руб./кв.м.) в соответствии с приложением N к постановлению N-п.
Учитывая исследованные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего З.Т.А, была допущена техническая ошибка в части определения группы видов разрешенного использования земельного участка. Эта ошибка привела к уплате З.Т.А земельного налога в большем размере, что нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В рассматриваемом случае при проведении государственной кадастровой оценки земель по состоянию на (дата) кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истице с видом разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки) 2 группы видов разрешенного использования (218,12 руб./кв.м.) в соответствии с приложением N к постановлению N-п, рассчитана исходя из удельного показателя для 5-й разрешенного использования земельного участка (земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
В силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от (дата) N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Судом установлено, что кроме распоряжения главы МО " (адрес)" N-р от (дата), которым целевое назначение указанного земельного участка с представленного "для общественно-деловых целей" изменено на разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства не издавалось. Земельный участок предоставлялся З.Т.А для строительства жилого дома. В свидетельстве о государственной регистрации права собственности З.Т.А от (дата), которое выдано повторно взамен свидетельства от (дата), вид разрешенного использования также указан как для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером N с 2004 года имеет единственный вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства".
Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в материалах дела отсутствуют.
Необходимость отнесения земельного участка с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" ко 2-й группе видов разрешенного использования заинтересованными лицами не отрицается, что подтверждается в том числе представленными в материалы дела письменными отзывами ФГБК "ФКП Росреестра" по Оренбургской области в лице филиала по Оренбургской области.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (адрес) в 2012 году по состоянию на (дата) земельный участок ошибочно отнесен к 5-й группе видов разрешенного использования. Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере *** руб. исходя из 5-й группы видов разрешенного использования, повлекло нарушение прав и законных интересов З.Т.А как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Указанная ошибка исправлена лишь (дата), и кадастровая стоимость земельного участка рассчитана исходя из удельного показателя для 2-й группы видов разрешенного использования.
Вместе с тем с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от (дата) N-п, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости, рассчитанной в результате ошибочного применения удельного показателя для 5-й группы видов разрешенного использования.
На основании изложенного суд полагает, что отнесение земельного участка при проведении государственной кадастровой оценки к 5-й группе видов разрешенного использования является технической ошибкой, которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и подлежит исправлению в порядке статьи 28 Федерального закона от (дата) N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от (дата) N-п.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных З.Т.А требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление З.Т.А удовлетворить.
Устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости техническую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:37:0101054:11, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области N-н от (дата), кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя для 2-й группы видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, признав что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:37:0101054:11 составляет на (дата) 273 463,59 рублей, на (дата) 273 463,59 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Мотивированное решение суда изготовлено (дата).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.